В 2008 году Татьяна Аленкина взяла в одном из банков
Алматы кредит на "бизнес", в размере 35 тысяч долларов, пишет
"Радио Азаттык".
Бизнес состоял в перепродаже самых обычных вещей для детей и взрослых, кое-какой посуды. Но в какой-то момент, в 2011 году, бизнес дал сбой, партнеры подвели, кредит "завис". Пенсионерку, по ее словам, обманули. Человек, который начинал с ней бизнес, уехал за границу.
Кредит Татьяна Аленкина должна была оплатить до 2015 года. Пенсионерка в месяц отдавала банку по 750 долларов. Из 35 тысяч долларов Татьяна Аленкина банку вернула 27 тысяч 800 долларов.
"То, что банк дал кредит человеку пенсионного возраста, — это уже ошибка, нарушение правил. И потом, я банку возвращала долг с большими процентами. Если посчитать эти проценты, то их сумма превышает 40 тысяч долларов. То есть, я вернула банку основные деньги. Остались лишь проценты, — говорит Азаттыку Татьяна Аленкина. - Когда в 2011 году не смогла оплатить долг, банк дал рассрочку на один год. Но потом обязал возвращать по полторы тысячи долларов в месяц".
Когда сотрудники банка поняли, что пенсионерка не в состоянии дальше оплачивать кредит, пришли к ней домой и потребовали отдать квартиру банку.
А потом взяли ребенка, посадили в коляску и вынесли на улицу. А меня 10 взрослых мужчин подняли и выкинули в буквальном смысле слова на улицу
"Я подрабатывала нянькой. У меня дома находился маленький ребенок. В декабре 2013 года сотрудники банка пришли ко мне домой и потребовали, чтобы я освободила квартиру. А потом взяли ребенка, посадили в коляску и вынесли на улицу. А меня 10 взрослых мужчин подняли и выкинули в буквальном смысле слова на улицу", — со слезами на глазах говорит Татьяна Аленкина.
Больше месяца Татьяна Аленкина скитается по знакомым. Поиски путей выхода привели женщину к размышлениям о несправедливости в общественных процессах и в ряды протестного движения таких же людей, как и она, оказавшихся по разным причинам безнадежными должниками по банковским кредитам. Съездила в
Астану с участниками общественного движения "Оставим народу жилье".
Оказалось, что квартира Аленкиной уже принадлежит другим людям. Женщина утверждает, что документы о купле-продаже ее квартиры с аукциона подделаны. Пишет во все инстанции, но ни судоисполнители, ни прокуратура, говорит женщина, не могут или не хотят ее выслушать.
Адвокаты (она наняла уже второго адвоката) тоже говорят, что нет никаких доказательств в ее пользу. Сотрудники банка предлагают женщине обратиться в третейский суд. Но у пенсионерки на это не хватит денег.
"Я предлагала банку раскидать на несколько лет мою пенсию в 30 тысяч тенге. Ведь я больше половины долга вернула. Но они мой запрос оставили без внимания", — говорит Татьяна Аленкина.
О том, что Татьяна подписала договор о продаже квартиры, она узнала, по ее словам, только на суде. Пенсионерка утверждает, что она не могла подписать себе такой приговор, это всё придумали сотрудники банка, чтобы оставить квартиру себе. Она, по ее словам, ни в коем случае не собиралась продавать свою единственную квартиру.
62-летняя пенсионерка утверждает, что первый раз столкнулась с такой несправедливостью. Никого никогда не обманывала, жила честно — в конце своей жизни оказалась не нужной ни государству, ни обществу, сетует она. Все вещи Татьяны Аленкиной остались в квартире. Она ходит в одежде, в которой ее выставили из квартиры. Стирает вещи там, где придется ночевать. Но знакомые всю жизнь не могут оставлять ее ночевать.
Представляющий интересы Татьяны Аленкиной Сабит говорит о несправедливом проведении аукциона, где была выставлена на продажу квартира пенсионерки. По его словам, в нем участвовали аффилированные лица.
Сейчас дело находится в районном суде. Сабит пытается доказать, что квартиру у неудачливой заемщицы отобрали нечестно и несправедливо.
Директор алматинской общественной организации Zertteu Research Institute экономист Жанибек Хассан говорит о неэтичном поведении банка. Банк, в принципе, рисковал, оформив кредит человеку пенсионного возраста, считает эксперт. По его словам, банк должен был отказать в кредите такому предпринимателю, который не имеет ни опыта, ни своего основного капитала.
"Советую обратиться в комитет по защите прав потребителей финансовых услуг при Национальном банке. Они должны вмешаться и помочь бедной женщине. Банк должен был быть гибче. Надо было сделать рефинансирование или продать квартиру по рыночной цене. После продажи банк должен был забрать свои деньги, а остальную сумму отдать пенсионерке. Банк не пошел на уступки, не сделал снижения процентных ставок. Должна была быть прозрачная процедура торгов", — говорит Азаттыку Жанибек Хассан.
Представители банковского сектора, в свою очередь, говорят, что кредиты на бизнес-проекты даются после тщательной экспертизы и оценки платежеспособности заемщика. Банкиры в таких дискуссиях напоминают, что коммерческие банки являются локомотивом экономики. Если задолженности по банковским кредитам превысят критический лимит, это грозит банкротством банков, а по цепочке и банкротством предприятий.