Кто бы мог подумать, что именно казахский национальный инструмент стал прародителем скрипки и контрабаса?!
Баян Белгибаева любовь к этому древнему инструменту передает ученикам.
Преподаватель костанайской музыкальной школы с не менее музыкальным именем Баян Белгибаева в своё время выбор сделала в пользу струнных. Её инструмент удивителен во всех смыслах – и визуально, и в звучании: подражает и вою волков, и крику лебедя, и бегу коня, и звуку пущенной стрелы…
Знакомьтесь: кобыз – казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент. Имеет ковшеобразный корпус, короткую дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного и обтянутого пузырём полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента 600-700 мм.
Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества. И объясняется он вовсе не технической отсталостью. По древним верованиям многих народов, только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус и струны кобыза (пучок 30-60 некрученых конских волос) дают очень густой, богатый обертонами тембр. Играют на кобызе, сжимая его в коленях (как виолончель), коротким смычком.
Немного истории. В XX веке благодаря исследованиям европейских учёных было доказано, что кобыз – самый древний в мире смычковый струнный инструмент. Он был создан тюркскими племенами. На запад его понесли тюрки-огузы, которые меняли его форму и назначение соответственно своим представлениям о музыке. Но казахский кобыз сохранил самые древние черты. Его изогнутая форма – связь с охотничьим или военным луком. Вообще кобыз – прародитель многих смычковых инструментов. Таких как скрипка, виола, контрабас. Его изображение встречается даже на картинах художников эпохи Возрождения.
Кстати, этот инструмент использовался в древности степными баксы (шаманами-целителями) для различных обрядов. И даже несмотря на то, что Баян Жумагалиевна пользуется уже усовершенствованным видом кобыза-примы с четырьмя металлическими струнами, его чудодейственную силу она на себе ощущает: «Однажды долгое время были вместе с костанайским оркестром на гастролях. Тогда я так соскучилась по семье, задумалась в антракте и сама не заметила, как взяла в руки кобыз и заиграла незнакомую мне самой мелодию… Как будто мираж – вся семья перед глазами, и тут же отлегло, на душе сразу светлее стало!»
Сегодня Баян Белгибаева преподает не только в костанайской музшколе, но и в Рудненском музыкальном колледже. Именно по классу кобыза-примы её учениками стали около 20 человек. Проявляют интерес к этому древнему инструменту и школяры, и молодежь. Правда, в большинстве – девочки. Здесь, по мнению преподавателя, есть своя особенность:
Физиологическая. Чтобы играть на кобызе, нужно тонко чувствовать струны. Нет грифа, всё играется ногтем, и далеко не у каждого получится. В Рудном есть парень-кобызист, но собирается переквалифицироваться. Он уже вырос, вот и пальцы стали слишком крупными для такого инструмента. Поэтому возьмется за контрабас! Но и кобыз остается востребованным. В последнее время, замечу, многие национальные инструменты приобретают большую популярность. Кобыз – в их числе!