Марат Толибаев на личной странице в Интернете рассуждает о пользе законного брака одного мужчины с двумя женщинами. Об этом шёл наш разговор по телефону.
– Марат Еркинович, раньше казалось, что за многоженство выступают только новые феодалы, которые якобы ради общественного блага хотят иметь несколько законных молоденьких жен. Но с вашей личностью эта тема как-то не вяжется...
– Не ожидал, что моё высказывание вызовет такую бурную реакцию среди журналистов. При том, что на своей странице пишу о политике, об экономике, все ухватились за многоженцев. Кстати, хочу поднять ваше представление о них. Это не обязательно «пузатые старички». На юге страны несколько моих знакомых в возрасте около 40 лет имеют первую жену и вторую. Правда, живут раздельно, но в согласии. Мужчины, может, не такие утонченные, но чувство ответственности перед женщинами есть. И денег хватает, чтобы семьи не нуждались.
– Деньги многое объясняют. Но как быстро всё вернулось: калым, многоженство… Зачем?
– Приведу в пример один из мужских комментариев. Мой единомышленник говорит, что есть статистика: в Казахстане на одного мужчину – 6,7 женщин. До 60 лет мужчин и женщин у нас примерно поровну. Но мужчины деградируют: пьют, многие не работают. Поэтому так плохо женщинам. Я видел одиноких в СПК «Тобол», в Минсельхозе – они говорили, что не с кем создать семью и даже просто встречаться.
– Не буду с этим спорить. Но разве может стать многоженство панацеей от запущенных социальных болезней?
– Нет, конечно. Государство работает по всем упомянутым направлениям, но должно пройти много времени. А я предлагаю локальный выход из ситуации – не для масс, а для тех, кого может устроить подобное решение проблемы. Если женщина не согласна, чтобы муж обзавелся второй женой, значит, второй брак не зарегистрируют.
– Позвольте усомниться. Если женщина полностью зависит от мужа, спрашивать у неё согласия он не будет…
– Разговор надо вести о реальном явлении. Де-факто вторые или третьи жены давно есть, и дети есть. Но случись что с мужчиной – вторая семья остаётся ни при чём, дети без наследства. Ради детей и самих женщин, которые делают свой выбор, его, этот выбор, надо узаконить.
– Запад узаконил однополые браки, Восток – многоженство. А любовь и счастье разве тиражируются?
– Может, вы и правы, но по-женски. Женщина от природы моногамна. А вот мужчины – полигамны. Мужчина может искренне любить и двух, и трёх женщин одновременно.
– Марат Еркинович, как ваша жена относится к вашим заявлениям?
– Я абсолютно счастлив в браке. Мне токал не нужна. Я не употребляю алкоголь, не курю, не ищу вторую жену. И я – атеист, поэтому не увязываю многоженство с исламизацией общества. Если вторые жены будут узаконены, то для всех, а не по национальному или конфессиональному признаку. Я за то, чтобы у людей была свобода выбора. Главное: этот выбор не должен мешать жить другим. Всё, что не мешает обществу, надо разрешить.
Марат Толибаев был директором департамента коммунального имущества и госзакупок Костанайской области, заместителем акима г. Астаны, председателем правления СПК «Тобол», вице-министром сельского хозяйства.
Замечу, что господин Толибаев на своей странице не против дать свободу и женщинам. Казахстанские феминистки уже отозвались – они провозглашают право на многомужество. А где-то столетие назад речь вели о «коммунальных детях». Люди живут в коммунах, спят вповалку, родившиеся дети – общие. В этом видели общественный прогресс. Потом мораль резко возобладала. Зато теперь история повторяется. Но в каком жанре: трагедии или фарса? Пишите, звоните.