«Это разве много? – улыбается Алтынай. – Были годы, когда у нас еще жили племянники с отделения – учились здесь в школе. Но и тогда всем было хорошо».
Дочки поддерживают маму. Говорят, что дома пусто, если кого-то нет. Одиночество? Это слово семье Кенжебаевых из поселка Караменды незнакомо.
А вот в этом году дома стало пустовато... Двое старших учатся сейчас в Костанае, в колледже. Кстати, за обучение родители не платят – девочки хорошо учились в школе и в колледже занимаются в бюджетных группах. Будут воспитателями детского сада! Домой приезжают только на каникулы. Тансулу закончила одиннадцатый класс, Айжамал девятый. Но поступать сестренки поехали вместе. Так на семейном совете решили, потому как вдвоем гораздо легче в незнакомом городе осваиваться. Они сейчас, когда приезжают, жалуются – очень трудно без большой дружной семьи. Тихо. Непривычно...
Так, но мы не оттуда начали. Надо же познакомиться! О Тансулу и Айжамал уже вы знаете. Их, к сожалению, на этой фотографии нет. Зато есть Жадра, Гульбибе, Бекзат, Жансулу. Ну и их родители, конечно же! Папа – бесспорный глава семьи. Строгий. Не позволяет разгораться конфликтам. Гасит на корню. Но их и не бывает практически.
– Бекзат? А разве это не мужское имя? – спрашиваю.
– Мальчика хотели, – Алтынай Кенжебаева улыбается и разводит руками. – Бабушка так назвала. Надеялись, что все же будет мальчик… Получилась девочка. Очень даже симпатичная и веселая. В этой семье все девчата как на подбор – талантливые, красивые, умные. Гульбибе поет хорошо. Принимала участие в конкурсе «Золотой микрофон». Жадра хорошо учится, старается и Жансулу. Она – всеобщая любимица. Еще бы – младшая!
Кстати, Жадра в этой семье с 2008 года. Вообще она родственница Халимжана, главы семейства. Когда девочка осиротела, Кенжебаевы взяли ее в семью, оформили опеку. Но это только по документам. А на самом деле – дочь. Своя и родная. Просто тогда, несколько лет назад, у многодетной мамы стало не пять, а шесть дочек. А ей и не привыкать! Мне рассказывают девочки и сама Алтынай, что в доме всегда было много детей. Часто жили племянники с отделений – учились в школе. Поэтому многолюдность здесь в чести. Даже как-то непривычно, когда за столом собираются всего шесть человек (с родителями, без старших дочек).
– Сложно, наверное? Столько нужно еды наготовить, уроков проверить, – спрашиваю у мамы. Она улыбается. Говорит, что трудно было, пока старшие были малы. С ними пришлось повозиться. А потом все пошло само собой – старшие девочки у младших домашние задания проверяют. У каждого своя работа.
Девчата уже практически все умеют делать наравне с мамой. И есть готовить, и коров доить. И бешбармак варить… Правда, тесто мама сама замешивает. В этой семье заведено: любое, даже самое малое лакомство делить на всех. По кусочку, но каждому достанется. А как иначе? Семья ведь…