Мы – государственные люди, говорят они о себе, потому что пенсию нам платит государство, однако заботу о нас проявляет комбинат. Действительно, в АО «ССГПО» своих ветеранов ценят и уважают, ведь именно они в пятидесятых годах прошлого века начинали создавать город и одно из ведущих предприятий республики.
Сегодня советы ветеранов есть в каждом подразделении предприятия, а первичная ветеранская организация объединяет 7,5 тысячи бывших работников ССГПО.
– Мы, первостроители города и комбината, с полным правом можем считать себя счастливыми людьми. Родное объединение АО «ССГПО» развивается, наращивает объемы производства, достигает новых горизонтов. Руководство в лице президента Мухамеджана Мамаджановича Турдахунова проявляет постоянную заботу о старой гвардии ветеранов производства, – говорит председатель совета ветеранов Алсабир Дарменбаев.
– Взять те же путевки в профилакторий, комбинат нам их не только выделил, целых 120, но и по цене в три раза дешевле, – продолжает председатель совета ветеранов ССГПО Алсабир Дарменбаев.
Алсабир Дарменбаев: «О старой гвардии не только помнят, но и заботятся».
Заслуженный горняк Казахстана Алсабир Тургамбаевич на комбинате работает с 1955 года, приехав по направлению Министерства черной металлургии Советского Союза. Тогда такое направление считалось престижным.
– Стройка была объявлена ударной, комсомольской, – вспоминает он. – Поэтому сюда стягивали специалистов со всего Союза, из горных институтов Алма-Аты, Москвы, Кривого Рога, Магнитогорска, Свердловска. Костяк основной, конечно, был из Магнитогорского меткомбината, Коркино. А экскаваторщиков, водителей перебрасывали после окончания строительства Куйбышевской и Братской ГРЭС.
Петр Васильевич Казанцев в Рудный приехал погостить в 1959 году, но понравились масштабы строительства, карьеры. Так и остался жить в городе горняков. Начинал горным мастером, а потом пересел на экскаватор. За плечами у него и опыт работы депутатом Верховного совета Казахстана.
– Интересно было тогда смотреть на город – как он строился, – рассказывает Петр Васильевич. – От здания к зданию, к тому же кинотеатру «Дружба», дороги пролегали через пустыри. Почему пересел на экскаватор? Опять же из-за любознательности. До этого в карьере работали трехкубовые машины, пятитонные автомобили. И на такой технике умудрялись ставить рекорды. Позже стали поступать четырех – восьмикубовые. Я участвовал в их монтаже, так и остался работать на одном из них. Мы их все равно переделывали под 10 кубов. Заработок у нас весь шел в «котел», никто себе в отдельности не считал зарплату, потом исходя из количества смен делили поровну.
Для сравнения: сейчас на ССГПО работают 27-кубовые экскаваторы, 120-тонные и 180-тонные самосвалы.
– Работали не считаясь с личным временем, забывая про семьи, – рассказывает Достан Алькенов, прошедший трудовой путь от диспетчера до заместителя гендиректора по производству. – И кадры, воспитанные нашим комбинатом, ценились везде. Ценили их труд, профессионализм. Только Героев Соцтруда у нас 8 человек, а сколько людей, награжденных орденами и медалями, получивших звание заслуженного горняка, так и не счесть. Мы считались настоящей кузницей кадров для всего Союза.
Достан Алькенов и Петр Казанцев: «Мы были кузницей кадров для Союза».
Владимир Николаевич Горячев в Рудный приехал 5 мая 1957 года, а уже восьмого вышел на работу:
– Жил без отца, без матери, прошел через три детдома. Закончил семь классов, Коркинское ремесленное училище и – в Магнитогорск, на родину. Там до меня дошли слухи о новом городе и новом комбинате. Так и оказался здесь. А тут один сварочный аппарат на весь карьер, пешком ходил, на себе его таскал, учился. Потом перешел строить первую в Союзе фабрику комкования. В Магнитогорске все цеха прошел и знал, как металлический продукт получается, а вот как руда для него готовится – не знал. Так и остался работать на фабрике. Первую медаль получил, не поверите, за освоение целины в 1964 году. Потом был орден Трудового Красного знамени за «семилетку», другие награды.
Владимир Горячев и Алла Яранцева: «Счет медалям и орденам уже не ведем».
– В те времена строителей комбината и вправду приравняли к первоцелинникам. У них даже свой подшефный район был, куда сотнями выезжали на посевную и уборку, – говорит Алла Яранцева, председатель совета ветеранов фабричного комплекса. – Сначала заставляли, потом от желающих отбоя не было.
Алла Константиновна на комбинат в начале шестидесятых пришла семнадцатилетней девчонкой. Но в Рудном оказалась раньше. Отец перевез сюда семью из Башкирии, когда там закрылся рудник. Алла Константиновна говорит, что на комбинате мощный профсоюз, хорошая ветеранская организация, и прежде всего потому, что работодатель не забывает о своих работниках. Поэтому ССГПО знаменито еще и своими династиями. Дети наших собеседников, кстати, сейчас продолжают дело своих отцов.