В конце февраля Фэйсбук принял решение не удалять страницы умерших пользователей. К 2065 году социальные сети могут превратиться в «виртуальные кладбища» – считают исследователи.
В волгоградском теракте на железнодорожном вокзале погиб юный житель города Саша Долгих. Его страница «ВКонтакте» жила еще некоторое время. По злой иронии судьбы одним из последних постов мальчика был стих: «И пусть террор стращает мир оскалом! / Но знает непустотные слова: / «Найдутся на творящих зло шакалов / Литые мужики из группы «А»! Вскоре, родители Саши удалили страницу.
Страницу Булата Загриева удалять было некому. И мальчика, и его маму убил преступник. Прошло два года, а автомат «ВКонтакте» продолжает считать годы жизни Булата – сейчас ему 15 лет. На страницу по-прежнему заходят его одноклассники: «Булат у тебя завтра день рождения, поздравляю тебя…»
Таких страниц в Интернете уже десятки миллионов. Через 50-60 лет их счет будет исчисляться сотнями миллионов, а вероятно, и миллиардами. Внуки будут изучать биографию своих дедушек и бабушек по их статусам, постам и комментариям. Это явление вызывает отторжение одних и поддержку других.
Фэйсбук принадлежит ко вторым – свое решение оставлять страницы умерших в неизменном виде администрация соцсети объяснила уважением к пользователям. Год назад также поступил Твиттер.
Более того, в Рунете действует сайт «pomnipro.ru». Здесь у каждого свой профиль, биография, стена для сообщений – это социальная сеть для мертвых. Родственники и друзья умерших создают здесь страницы, обновляют их, выкладывают музыку и фотографии. Сетевое явление, которое заменило или дополнило поход на кладбище и уход за могилой. «Доброе утро, Мишенька. Лучик солнышка в окошко – уж не это ли твой взгляд?! Задержись, согрей немножко...Хоть на миг вернись назад»… – отец каждый день оставляет на странице своего погибшего сына стих.
Пик обсуждения этого явления уже прошел. Несколько лет назад были большие споры. «Вот я напишу какую-нибудь глупость или запостю фотографию с голой девушкой, или с какой-нибудь гадостью – завтра умру, и всё. Потом про меня только и будут думать, и вспоминать по этим постам», – написал один из участников спора. «Значит, надо сегодня жить так, будто завтра умрешь», – ответили ему. Из этих споров, конечно, истины так и не родилось. Как бы то ни было, главное, наверное, в том, чтобы следом не появилось такого явления, как сетевые вандалы.
Решение Фэйсбука, вероятно, придаст новый импульс холиварам и дискуссиям. Но пока можно просто отметить человеческую особенность. Практика показывает, что в телефонной книге почти каждого мобильного телефона встречаются имена и контакты умерших абонентов. Удаляют их из списка очень редко.