Полевой сезон ещё не закончился, а настроение у селян неважное. От засухи пострадали не только поля, но и пастбища, и водопои, и огороды. Но это ещё не джут.
Настоящий джут пришёл или только его призрак, станет ясно, когда сформируются цены на корма, заработная плата механизаторов и животноводов, количество поголовья на подворьях, стоимость товаров первой необходимости. Когда-то мне перевели старую казахскую поговорку, что к джуту, как правило, спешат и семь его братьев – бескормица, голод, безлюдье, безденежье, страх и т.п. Как успеть закрыть перед ними ворота?
Мы можем надеяться на своего Президента – Нурсултан Назарбаев уже дал поручение Минсельхозу оказать поддержку сельским товаропроизводителям, пострадавшим от засухи. Первый вице-премьер Ахметов на семинаре в Костанае возложил персональную ответственность на акимов за благополучие сельского населения. Это как бы превентивные меры. А какие последуют конкретные действия?
Можно оглянуться на прошлогоднюю ситуацию. Урожай обильный, все элеваторы были забиты, много зерна пропало. А ведь никто не отдал его населению – от невозможности выгодно продать. Некоторые хозяйства и при большом количестве зерна отходы людям отпускали если не мёртвые, то низкого качества. Мне могут возразить, что своим работникам все ТОО корма отпускают, к тому же по приемлемым ценам. Но здесь возникает вопрос: а сколько этих работников в том или ином ТОО? У нас нигде нет стопроцентной занятости. Зато есть категория «самозанятых» – тех, у кого одна-две коровы. В столь сложный год этот хитрый социальный термин – самозанятость – может вступить в кровавое противоречие с экономическими реалиями, исходом которого станет обычная бойня: нет коровы – нет и проблемы. Многие ТОО самозанятых в своих планах не учитывают. Если смотреть без прикрас на эти вопросы, то за благополучие простого человека спросить не с кого. Частника заставить нельзя. Все законы – за него.
Тогда за человека без статуса должно отвечать государство – в полной мере. Это и самозанятый, и совсем не занятый, и даже горький пьяница, если у него есть семья. Должны быть реальные, а не словесные механизмы. Возьмём сено. По пальцам можно пересчитать предприятия, которые дают возможность покупать его вволю. Дорогое сено вволю не купишь, а дешёвое – понятие очень относительное. Проекты по созданию кормозаготавливающих мехотрядов коммунального подчинения, похоже, остались в минсельхозовских кабинетах. Поговорили – забыли. В аккурат разразилась засуха. Пастбища – у частников под посевами, сенокосы – у них же, техника – там же. И хотя сказал вице-премьер, что акимы будут отвечать, но как?
Сто раз приходилось видеть и слышать, как акимы отступают перед частниками. И не только сельские, но и районные. Да и не существует официальных критериев, по которым можно было бы ориентироваться: благополучно живут люди или нет. Если человек физически пережил зиму – это ещё не значит, что у него всё хорошо.
На наш взгляд, пора хорошо проштудировать все законы, посмотреть Конституцию и определиться, на какие блага имеет право человек. А если не хватает законов, депутатам надо их инициировать. Наверное, уже достаточно принято норм в поддержку бизнеса. Пора защищать и остальных.