Есть места и люди, к которым хочется возвращаться. Озеро Большой Косколь и егерь Александр Владимирович Панов как раз из этой категории.
Е герь он на общественных началах. Не получает ни тиынки за то, что зимой гоняет на своем канадском снегоходе по сотне километров в день по следам браконьеров. Браконьеры тоже не на детских мотороллерах приезжают, но на конфликт не идут, торопливо сматывая удочки. Все это происходит неподалеку от лесов приграничной Челябинской области, откуда несколькими крупными стадами приходят косули.
А на жизнь 56-летний егерь из села Новошумное, что в Федоровском районе, зарабатывает сотней гектаров, на которых высевает пшеничку с рожью. С помощниками туго - мало в деревне осталось скорых на подъем работяг. В подворье обычный для наших мест набор живности: свиньи, разномастная птица...
Озеро Большой Косколь подпирает деревню в ее западной части. Огромный, 600-гектарный водоем сильно измельчал, но островки камыша, разбросанные по всей акватории, делают его уникальным пристанищем для дикой пернатой птицы. Мы тут охотились прошлой осенью. Но если бы не устойчивая большая алюминиевая лодка Панова, добраться до укромных охотничьих засидок было бы чрезвычайно сложно: ветер тут постоянно держит в тонусе волну.
Панов интеллигентен, сдержан, приветлив, информативен - охотники, конечно же, это ценят. Может, поэтому, общаясь с Пановым, невольно подтягиваешься, как будто перед тобой, как в армии, старший по званию. Он знает в округе каждую кочку, поскольку Новошумное - место его рождения и жизни. О таких, как он, говорят: соль земли.
Что будет с Большим Косколем к моменту открытия весенней охоты - предсказать трудно. Все-таки северо-запад, льды тяжелые, тают неохотно. Полсотни лебедей уже здесь. Утка, бесспорно, подойдет. Но охота легкой не будет: разливы расквасят почву до состояния болота, где на веслах не пройдешь, а в болотниках замучаешься ходить. Остается одно: приятное общение. В принципе, открытие охоты - это скорее неформальная встреча единомышленников, которых ты, зачастую, впервые видишь, но которые, как и ты, сверяют свои часы по первой и незабываемой утренней зорьке...