Власти Сирии пригрозили пустить в ход химическое оружие, если возникнет реальная угроза внешнего вторжения. Даже защитникам режима Асада в лице России, Китая, Ирана данная перспектива показалась неприемлемой, о чём сразу же заявил, к примеру, Владимир Путин. Но, с другой стороны, Сергей Лавров, глава МИД РФ, уже обрисовал грядущие события в контексте позиции западных стран, которая «скорее всего, приведет к интенсификации насилия и в конечном счете к очень большой войне». В случае, если не удастся выполнить план по политическому урегулированию конфликта в Сирии. Что будет, после того как истечёт очередной весьма короткий срок миссии наблюдателей ООН в этой стране? Отвечают эксперты «КН».
«У каждого государства есть позиция в этом вопросе, но решать будут сверхдержавы...»
Хусаин Валиев, депутат Сената Парламента РК, профессор, доктор технических наук:
– Надо приветствовать стремление России и Китая к сдерживанию напряжённости на Ближнем Востоке. Даже при том, что обе сверхдержавы ведут и свою геополитическую игру в этом регионе, понять их можно. Их главная забота – собственные границы и собственная безопасность. Когда спрашивают, почему молчит Казахстан, мы можем говорить, что у нас есть своя позиция, в то же время мы вправе сослаться на свой нейтралитет. Но главный аргумент: геополитика – это удел мощных государств, они сегодня решают за всех. Остальным лучше быть осторожными. Хотя в случае большого конфликта в стороне никто не останется. Мы обречены жить так, как живут наши соседи. Поэтому для нас очень важно, как они поступают в тех или иных случаях.
«Есть опасение, что Россия и Китай не смогут сдержать Запад и что между собой они тоже не поладят...»
Сафар Колдыбаев, зав. кафедрой КГУ, профессор, доктор философских наук:
– Запад всегда в войне. Но если в 20-м веке у него был противовес – СССР, и паритет сил был реальным, то сегодня Россия вместе с Китаем весят намного меньше, чем когда-то Союз. А потому ни одно из этих государств воевать за Сирию не будет. Российская армия, если говорить об обычных вооружениях, не превосходит НАТО. А применять атомное оружие, чтобы разрулить ситуацию на Ближнем Востоке, соседи не станут. На что способен Китай, мы ещё точно не знаем. Но можно с большой долей вероятности говорить о том, что у этой сверхдержавы достаточно много собственных интересов на карте мира. И что в той или иной мере они сталкиваются с интересами России. По этой причине Китай и Россия могут дружить против Запада, но не поладить друг с другом. Есть ещё один игрок – Израиль, который в этом регионе желает быть полновластным хозяином. То есть пока не похоже, что мир на планете кто-то очень сильно защищает. У мира больше врагов, чем друзей.
«Уверенно можно говорить о том, что после Сирии будет следующий»
Дмитрий Легкий, председатель Костанайского обкома КНПК, профессор, доктор исторических наук:
– К очень большой войне события в Сирии не приведут. Достаточно вспомнить многочисленные локальные войны с участием США и НАТО, с тайным или явным присутствием в них СССР – всё рано или поздно заканчивалось на пороге. Кто-то останавливался в шаге от большой войны. В то же время можно уверенно говорить, что после Сирии будет следующий очаг – наиболее вероятные точки приложения коалиционных сил – Иран и КНДР. Некоторые называют Беларусь, но это союзное России государство, а значит, не так просто сюда подступиться. А главное, зачем? Для чего, к примеру, было устраивать «арабскую весну»? Какую демократию несут миру передовые государства? Всякий раз мы приходим к одному и тому же ответу: вместо мира на Ближний Восток приходит война.
Ведущая рубрики Людмила ФЕФЕЛОВА