В выходные в Костанае прошло мероприятие, не замеченное большинством жителей областного центра. В том числе и по той причине, что на него вроде бы и звали, но не очень настойчиво.
Правда, как сообщил председатель областного филиала общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) Сергей Богатырев, обзвонили многих уважаемых людей, обещали прийти 150 человек. В итоге собралось четыре десятка, включая журналистов. Но собрание провели. Официально это называлось региональным гражданским форумом с участием представителей политических партий и общественных объединений. Главная цель – выбрать делегатов на общенациональное гражданское собрание, которое должно в середине мая пройти в Алматы. Его инициатором и организатором выступила ОСДП. Уже состоялось оргзаседание, по итогам которого приняли некий меморандум. Подписали его 43 человека, есть известные политики: Жармахан Туякбай, Балташ Турсумбаев, они и еще семеро представляют ту же ОСДП, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Г. Алдамжаров, председатель фонда развития парламентаризма Зауреш Батталова. Замечено, что из политических партий представлены только две. В Костанай для проведения собрания приехал глава Астанинского филиала ОСДП Асхат Рахимжанов. «КН» он представился как политолог с красным дипломом Евразийского университета, в каком-то одном месте и какому-то одному хозяину не служит.
С самого начала стало понятно, что столичный гость и его костанайский коллега если и смотрят в одном направлении, то видят по-разному. Сергей Богатырев сходу заявил, что принимается попытка создать дискуссионную площадку для связи с властью. Это не партийное мероприятие, приглашают все гражданское общество, всех неравнодушных. Асхат Рахимжанов был более предметен – по его мнению, нынешняя власть авторитарная, надо решить, какой может стать форма правления в будущем: президентской, президентско-парламентской или только парламентской, и это должно определиться на общенациональном собрании. Асхат Рахимжанов сообщил, что уже организованы четыре комитета. Задача первого – разработка новой Конституции, второго – социально-экономический блок. Отдельно выделены комитеты по созданию нового выборного законодательства и по вопросу вхождения Казахстана в Евразийский союз. Надо заметить, что все эти вопросы раньше других стали поднимать, правда, в более резкой форме национал-патриоты. Им все не нравится в действующей власти, которую они обвиняют в предании интересов казахской нации. Социал-демократы не относят себя к открытой оппозиции, постоянно подчеркивая, что действуют исключительно в правовом поле. И – в интересах многонационального казахстанского общества. Поэтому и назвали свое детище не курултаем, а общенациональным собранием, которое должно пройти под эгидой конституционных реформ.
Шестерых делегатов на поездку в Алматы выбрали. Не стану называть их имена. Скажу только, что это люди известные исключительно в своих кругах, считать их представителями всего костанайского общества очень сложно. Но плюс, на мой взгляд, что все они к радикалам не относятся. А то, что такая опасность – попасть в зависимость от «громкоговорящих» – в принципе есть, подтвердили несколько выступлений на региональном собрании. Но, например, секретарь ЦК Коммунистической народной партии Казахстана Дмитрий Легкий считает, что требовать баррикад нельзя, пусть будет дискуссионная площадка, но без политических ярлыков.
Во власти, считает и политический обозреватель Евгений Шибаршин, сидят неглупые люди. Поэтому делегатам от Костанайской области, говорил он, если общенациональное собрание состоится, надо набраться выдержки и быть позитивными в подходах к тому же Евразийскому союзу. У его противников, по сути, нет доказательств, что оно для Казахстана невыгодно. Поэтому не надо голосовать за необдуманные решения. Эту позицию поддержал и житель Костаная Сакен Сейдалин.
На том Сергей Богатырев и подвел итог: решение регионального собрания – искать ответы не на вопрос, кто виноват в скопившихся проблемах, а что надо делать, чтобы их решить. Постановка, надо признать, вполне позитивная. Но вот вопрос: так ли уж организаторы общенационального собрания будут прислушиваться к голосу регионов? Или им нужно представительство этих регионов только сейчас, чтобы легализоваться? Вопрос не праздный. Если внимательно ознакомиться с позициями инициаторов, то они не просто разные, они во многом полярные и политизированные.
Асхат Рахимжанов говорит, что все решится на «большом» собрании простым голосованием. И не скрывает, что лично он, например, против Евразийского союза.
Где экономика, там всегда будут механизмы распределения доходов от этого экономического союза. А сам регламент распределения прибыли и есть политика, – говорит он.
И что же: ваш посыл исключает выгоду для Казахстана? Президента Назарбаева трудно упрекнуть в том, что он не ищет для страны выгоды. Многовекторность, многополярность – это те принципы, о которых он заявляет, говоря о казахстанской экономике. К тому же не с Россией, так с Китаем или США интегрироваться Казахстану все равно придется.
Я прекрасно понимаю, что Казахстан еще со времен скифов связан с Россией. И мы от нее далеко никуда не уйдем. Но интересы национальной экономики должны соблюдаться. Если кому-то нравится, что Казахстан будет интегрирован с Россией, пусть за это и голосует. Если человек выступает за независимость, он и голосовать будет соответственно.
Что к этому добавить? Лично мне не нравится, что была девальвация тенге. Но если это мое мнение будет использоваться, чтобы поднимать глобальные вопросы, кому быть во власти, мне это понравится еще меньше.