В День Победы в нашем парке звучали песни... довоенных лет.
Это не мои песни. Все они были написаны и спеты, когда меня еще не было на свете. До войны, может быть, двумя годами позже. Но отчего почти все они при первых же тактах ложатся на душу, и хочется подпеть, даже если не знаешь слов?.. Может быть, потому, что пели их родители, звучали они из динамиков проводного радио, и это просто далекая память срабатывает? Не знаю, может быть.
Но ведь и молодежь, которая уж никак и нигде не могла их услышать, тоже останавливается, кивает в такт головой и вроде бы пытается вспомнить или запомнить слова. И видно, им эти песни тоже нравятся. Может быть, потому, что написаны они были талантливыми людьми, а не ремесленниками, и на стихи, а не на слова. Стихи, конечно, легче запомнить, чем бессмысленные фразы, они сами укладываются в памяти. И, конечно же, все они выдержали испытание временем, раз дошли до нас издалека, из сороковых еще годов, и снова радуют людей. Красивыми мелодиями и простыми, иногда наивными словами.
В нашем парке культуры и отдыха снова звучало ретро, и снова организатором и вдохновителем этого действа был Леонид Яковлевич Трахтенберг. Ранее - директор парка, его «культурный» руководитель, теперь вот зам. Но – неважно, главное, он еще раз напомнил нам, что парк это не только место отдыха, но еще и некое культурное заведение. Идея вечера проста: показать, что слушали, что пели, под какую музыку танцевали наши отцы и матери, дедушки и бабушки в мирные, еще предвоенные годы. Ведь не только марши были в их головах, марши – это для парадов, демонстраций, а для души что? Были же сотни песен, любимых в народе, звенели зажигательные мелодии, под которые можно было станцевать, как писали тогда – фокс-трот (перевод с английского очевиден), супермодный довоенный танец. Или уж если совсем удариться в загул, то рискнуть изобразить танго. Публичное исполнение танго осуждалось, слишком страстный был танец.
Были легкие песенки, которые поднимали настроение, были целые истории в стихах, положенные на музыку, были трагедии в жанре романсов. Невеликую часть этих маленьких шедевров Леонид Яковлевич собрал, добыл фонограммы (оркестра, жаль, не было) и подвигнул на концерт по случаю Дня Победы свою вокальную группу «Parcio». Шестеро его солистов с удовольствием, как мне показалось, пели эти песенки, а на сцене три пары лихо отплясывали фокстроты, вальсы, танго. Иногда танцевальные па выделывали и сами певцы, ведь в моде тогда были длинные проигрыши в начале песен, и вполне было можно петь и танцевать, не мешая одно с другим.
Потом оказалось, что танцуют не только на сцене, но и вокруг нее. Народ собрался быстро, слушал с удовольствием, пожилые вспоминали, а молодые удивлялись: надо же, какие зажигательные были мелодии. И «Рио-Рита» была, и «Андрюша» (Ах, Андрюша, нам ли быть в печали! Возьми гармонь, играй на все лады). И, конечно же, «Дождь идет» - эта французская мелодия в исполнении Тино Росси звучала у нас на каждой танцплощадке. Потом уже ее перевели на русский, и Майя Кристалинская спела ее по-своему: «Дождь стучит по крыше, я его не слышу…» Зрители слушали, грустили и веселились, кое-кто подпевал, а мне стало интересно, кто эти пожилые люди на сцене, которые тоже с удовольствием плясали весь вечер. Лет по семьдесят им, полтора часа танцевать в таком возрасте – не шутка.
Я спросил Леонида Яковлевича:
- Где взял таких колоритных танцоров?
На что он ответил:
- А вот тут, на танцплощадке нашего парка. Ты не поверишь, но люди и сегодня ходят сюда, чтобы просто потанцевать. В любом возрасте ходят. Я их пригласил изобразить танцоров из далеких сороковых годов, и они с удовольствием согласились.
Тем, кто не выходит из Интернета или не может отклеиться от телеящика, в это трудно поверить, но это так. В городском саду по-прежнему играет духовой оркестр, и люди танцуют просто так, для удовольствия.
А песни – они же не люди, они не стареют. Вот звучит знакомая утесовская «Мишка- одессит» (Ведь ты моряк, Мишка, а это значит…). Сто раз слышал, а тут вдруг резанула ухо строка: «Красавица Одесса под вражеским огнем». Ну вот как так получается, что лет семьдесят назад была написана песня, а будто про вчерашние жуткие дела, что творятся в прекрасном городе у Черного моря?
Но это уже совсем другая история...
Все снимки сделаны на концерте в Костанайском парке культуры и отдыха 9 мая.