Постепенно, без какого-либо решающего события (видимого), долгая монополия АО «Казахтелеком» на предоставление услуг Интернета была нарушена. Сейчас в Костанае действует две крупные альтернативные компании – «Билайн» и «Кабельные сети Костаная» (КСК).
«КН» планируют знакомить читателей не только с технологиями, но и с людьми, которые работают в этой сфере – мы начали с «Кабельных сетей».
Стеклянный путь
В пункте приема платежей и заявок КСК (9 мкрн) встречает большое настенное изображение с урбанистическим пейзажем. На сером пляже – остов маленького причала с рельсами-трубами. Причал похож на разрушенную железную дорогу, которая уходит под воду.
– Странная картина – путь в никуда.
– Почему в никуда? Может, по этим трубам идет оптоволокно? Под водой, например, как в Атлантике, – ответил техник Талгат Бейбитов и засмеялся. Он часто и громко смеется.
– А вы работаете с оптоволокном?
– Да.
– Я думал, такой кабель проводит только Казахтелеком.
– Магистрали мы тянем из стекла. К примеру, видите (Талгат показывает устройство, похожее на DVD-проигрыватель) – это свитч, сетевой коммутатор. Мы устанавливаем его в доме – оптика приходит на него, а по квартирам идет уже эзернетный кабель. По большому счету, мы создаем локальную сеть – как в офисе. Казахтелеком обычно работает по другой технологии.
– Это лучше? Например, у вас тормозит футбольная трансляция?
– Негарантированная скорость – 30 мегабит. Гарантированная – полмегабита, то есть 512 килобит.
– И что, этой гарантированной скорости хватит?
– Этой скорости достаточно для всего. Конечно, если одновременно активировать «Мэйл-агент», «Скайп», качать что-то с Торрента и по страничкам ходить – будет сложновато, и, тем не менее, вполне по силам 512 килобитам. И еще – многое зависит от стабильности. Вот вы знаете, что такое пинг?
– Пинк? Нет. (Мне послышалось «пинк», и я подумал про певицу, но она здесь, наверняка, была ни при чем).
– Пинг – это время, затраченное на передачу информации от клиента к серверу и обратно. Чем больше устройств между ними, тем скорость может быть ниже. У нас таких устройств 3-4 от силы.
– Это значит хорошо – что 3-4?
– Ну конечно. Если популярно – люди при покупке фотоаппарата интересуются пикселями. 12 мегапикселей – круто! Но мало кто спрашивает у продавца, какая там матрица – сможет она обработать эти пиксели? То же самое с Интернетом: 8 мегабит – круто! Но не задерживаются ли эти заявленные мегабиты где-то в пути?
Офис-гибрид
По пути я все время рассматривал обстановку. Офис, как и большинство других в Костанае, расположился на первом этаже многоэтажного жилого здания. Но это был интересный гибрид – на одной половине стоял холодильник, стол с чашками – на них падал свет с лоджии. В другой лежали какие-то проводки, свитчи, странные приборы, книги «Русская словесность» и «?аза? тiлi».
Алексей и Талгат демонстрируют умный свитч.
– А это чьи учебники?
– Нашего инженера, Александра Николаевича Гаршина, – ответил техник Павел Бондарь. Он тоже смеется иногда, но гораздо реже (и тише), чем Талгат. Чаще всего Павел при разговоре молчал.
– Гаршин где-то учится?
– Насколько я знаю, нет...
– ?
– Для самообразования, – коротко ответил Павел.
– А чем занимается Александр Николаевич?
– Многим. Например, изучает возможности – куда можно завести кабель. То есть оценивает дома, проблемы и их решения.
– А в каких районах пользуются вашим Интернетом?
– Часть КЖБИ, 9-й микрорайон, улица Садовая. В центре есть несколько домов и на КСК.
– Отлично (в соседней комнате слышался шум – это общался фотокорреспондент Константин Вишниченко). – Я сейчас.
Костанайская компания
В комнате кроме Талгата и Константина находился сварщик оптического волокна Алексей Кодола. Он не такой веселый, как Талгат, и не такой молчаливый, как Павел. Но когда я переспрашивал об устройствах, мне казалось, Алексей хочет сделать facepalm, то есть в отчаянии закрыть лицо руками в ответ на явную глупость.
Прежде всего, на большом стенде я увидел множество ключей.
– А что это?
– Ключи от технических помещений в домах, где стоит наше оборудование, – ответил Талгат.
– Сколько квартир сейчас подключено к вашему Интернету?
– Около 500.
– Всего 500?
– Ну, это много, учитывая, что недавно было лишь несколько десятков. У нас нет масштабов Казахтелекома или «Билайна», которые работают на всю страну. Мы– костанайская компания и стараемся только для своего города...
Частный сектор
Вчетвером мы вернулись в главную комнату к Павлу.
– Если посмотреть на Интернет безотносительно от принадлежности к компании, какие перспективы или проблемы в Костанае?
– Прежде всего, город не очень населенный. Ко всему – многие не прощупали Интернет. Некоторые и с компьютером не знают, как работать, – здесь Талгат запнулся. – Хотя, знаете... Среди людей старшего поколения все чаще мы встречаем продвинутых пользователей. Почему? Потому что их родственники живут за границей. Бабушкам и дедушкам нужно общаться с внуками в Германии, в России... «Скайп» (программа, обеспечивающая бесплатную голосовую и видеосвязь через Интернет. – Прим. ред.) для них, как газета – каждый день в ней. Бабушки просят установить Интернет именно для этого...
– Значит, миграция из области развивает в Костанае Интернет?
– Можно и так сказать. Сейчас же наших везде хватает, – Талгат смеется, но вновь становится серьезным. – Еще какие проблемы? Например, когда мы в подъезде прокладываем кабель между этажными перекрытиями. Грохот стоит от перфоратора нормальный, выходит женщина и кричит: «Нам Интернет ваш не нужен!» Мы отвечаем: «Вам не нужен, а другим 15-ти жильцам нужен». Но это все, в конце концов, преодолевается – путем вежливых переговоров и логичного убеждения.
Чтобы сблизиться с внуками в Германии и России,
бабушки и дедушки срочно осваивают Интернет.
– Кстати, интересно, а за какой дом вы не возьметесь?
– Это зависит от района... Но за какие не возьмемся – это частные дома.
– Почему?
– Очень затратно. Представьте – вот этот свитч на 24 порта стоит 120 000 тенге. Если мы установим такой свитч на одного абонента – мы не окупим свои расходы еще много-много лет.
– Неужели нет перспектив? Наш город ведь, если взять площадь, процентов на 50-60 состоит из частных домов.
– Можно Wi-Fi развивать (беспроводной Интернет. – Прим. ред.). При схеме из нескольких точек и мощном оборудовании это в какой-то мере подойдет. Но это тоже затратно будет, – ответил Талгат.
– Важнее всего, что Wi-Fi нестабилен. На него влияет погода, радиоволны от других источников и бетонные перекрытия. Сигнал выходит 8 мегабит – из которых до абонента дойдут какие-то остатки, – включился в разговор Алексей Кодола.
– Это так, – подтвердил Талгат. (И даже молчаливый Павел кивнул головой). – Знаете, Wi-Fi хорош для ограниченных пространств – внутри зданий: в больницах, библиотеках или гостиницах, чтобы получить лишнюю звездочку (смех Талгата).
– Но ведь Казахтелеком сейчас прокладывает Интернет в поселках (а также в некоторых районах города. – Прим. авт.) – там именно частный сектор.
– Я не знаю технологий Казахтелекома. Но, думаю, в поселках нет большой скорости Интернета, – ответил Талгат.
– Вероятно, когда закончится борьба за многоэтажные дома между «Билайном», Казахтелекомом и вами, начнется борьба за частный сектор, и тогда вы все вместе найдете оптимальную технологию.
– Я этого сказать не могу. Но знаю, что мы сейчас прокладываем Интернет в общежития на КСК – там даже телефон есть только на вахте. Это дома по Герцена, 50 и 54.
– И все равно, если сравнивать с Россией, какая скорость Интернета у них и какая у нас?
– Наверняка, больше. Считаю по провайдерам – там у них по 10 на один дом. Такая конкуренция, наверняка, приносит пользу.
– Тогда скажите – наш Интернет, если сравнить его с человеком, сейчас в каком положении? Если он, предположим, начинает вставать. Или он вообще не встает?
– Ну, он приподнимает голову, наверное, с подушки, – сказал Талгат.
– Он глаза открывает, – дополнил Алексей.
– Проснулся и только начинает двигать зрачками, – добавил Павел. В этот момент дверь открылась, и в помещение вошел человек. – А это и есть инженер Александр Николаевич Гаршин, – закончил Павел.
– Вы ничего лишнего не наговорили? – подчеркнуто грозно, но с улыбкой спросил Александр Николаевич.
Нам кажется, что нет. В следующий раз «КН» планируют познакомить читателей с людьми, которые прокладывают Интернет в Костанае и работают в компании «Билайн».