Ветер уносит лепестки сакуры, ночной мегаполис протянул по пустым улицам нити огней, планеты и звезды стали ближе, летающие тарелки тоже… Это не галлюцинации и не артхаусное кино. Это лишь малая толика сюжетов, выписанных костанайским художником Павлом АЗАНОВЫМ.
Воздушная кисть
От большинства своих собратьев он отличается тем, что пишет картины… воздухом. Аэрография – техника нанесения художественных изображений на различные поверхности жидким или порошкообразным красителем при помощи сжатого воздуха. Рисунки создаются с помощью специального устройства, которое называется аэрограф. Аэрограф (в общем-то, это пульверизатор) обеспечивает подачу непрерывной струи краски. Ширина ее регулируется — так можно получать грубые мазки и мазки более тонкие. Рисунку дают высохнуть и затем покрывают несколькими слоями закрепляющего лака. Такое изображение становится несмываемым.
Для кого-то сложнее рисовать воздушной кистью. Для кого-то сложнее работать кистью обычной. Для Павла нет сложности ни в том ни в другом. Но аэрография милее сердцу. Может быть, потому, что Павел был одним из первых в городе, кто начал работать воздушной кистью. И сейчас, кстати, таких немного. А может быть, потому, что аэрография может легко изменить реальность.
А сейчас о самом Павле. Рисовать он начал в детстве. Никто не брал его за руку и не волок насильно в художественную школу. Впрочем, за руку брали и в школу вели. Но это уже было после того, как юный Павел взял в руки карандаш и бумагу. Он рисовал много и часто. Сначала героев мультфильмов, получалось очень серьезно, по-взрослому. Вот тогда родители и задумались, отдали в художку.
После школы он закончил педагогический колледж, получил специальность «дизайнер интерьеров». И в 2006 году с товарищем открыл свое дело. Заинтересовались аэрографией. Сначала расписывали машины. Но вот уже несколько лет Павел работает один. Занялся дизайном интерьеров. Это куда интереснее… Есть простор и воображению, и кисти…
Кстати, о просторе…
Гора Кайлас
Вот она, на рисунке Павла. Гора Кайлас находится в Тибете. Верующие четырёх религий — индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон — считают эту необычную гору «сердцем мира», «осью земли». Павел там не был. Это пока что рисунок рисунка… Но… кто знает? Молодой человек не оставляет надежды, что когда-нибудь дойдет…
Это тоже к слову о просторе, в котором черпается вдохновение. Не понимайте буквально. Простор – это особое состояние души. Таинство рождения сюжета нового рисунка. Незримый источник, питающий дух и кисть художника. У Павла очень много пейзажей… Заплаканная обнаженная осень в городе. Море, в котором розовые облака… Хрупкая ветка, трогательно подчеркивающая безбрежность простора…
Они с друзьями часто путешествуют. Леса, горы, море – не в комфортных отелях, а в палатках. Это ведь и есть настоящий отдых. Когда рассвет не просто видишь из окна, а впитываешь его всем своим состоянием. Когда приходишь к морю не за модным загаром, а за щемящей душу безбрежностью. Вот что есть суть простора – источника вдохновения…
Инопланетяне
в унитазе
Хотела сначала завершить текст на этой трогательной ноте. Но тогда у вас сложится неполное представление о герое этого материала. Высокое без земного нежизнеспособно. Так и Павел – трепетные струны души своей прикрывает здоровым оптимизмом и отличным чувством юмора. Обо всех его работах рассказать невозможно. Вы можете посмотреть их на его страницах в социальных сетях (Одноклассники, вКонтакте –или на сайте Аллегро.kz).
Я расскажу (и покажу) лишь об одном любопытном штрихе, характеризующем автора. Сами понимаете, работать ему приходится с разными поверхностями. Стены, сотовые телефоны, машины, плитка, ванны, джакузи, мебель, пол… Все, что угодно! Все, что можно расписать…
– А какая самая необычная поверхность, на которой тебе приходилось рисовать? – спрашиваю.
– Унитаз (Паша смеется. Я тоже).
– Для чего же людям расписные унитазы?
– Ну… у всех по-разному. Я вот у себя дома нарисовал в унитазе инопланетян. Над друзьями подшутить. Первое время некоторые даже пугались.
Вы поглядите на фото. Инопланетяне как живые – даже тень выписана. Такое зрелище, пожалуй, не скоро забудешь…
А если серьезно, работы Павла вообще невозможно забыть. Дело не в унитазах и пейзажах. Есть в них что-то притягивающее. Глянешь раз и потом обязательно вернешься взглядом. В пространство воздушной кисти…
Мария ШИЛО
Фото Константина Вишниченко