ГОВОРЯТ, ЧТО госслужащие стали все чаще оспаривать в судах клеймо коррупционера.
И это правда, более того, нередко процессы выигрывают. Это стало примером для многих, кого записали в коррупционеры и рекомендовали уволить. В их числе главный врач роддома Аркалыка Гульнар Белялова. Если ее уволят, то кто будет принимать роды в этом отдаленном городе?!
В конце 2011-го врачам задержали зарплату за три месяца и под Новый год скопом всю сумму перечислили на карточки. У медиков есть надбавки за различные дежурства, а также за психо-эмоциональную нагрузку. «Поэтому и зарплата каждый месяц неодинаковая», – говорит пока еще главврач роддома г.Аркалыка Гульнар Белялова. – Потому, когда три зарплаты получаешь сразу, можно не заметить, что на двадцать с лишним тысяч в общей сложности тебе переплатили».
Это бдительная финполиция выявила, что главврач получила чуть больше положенного. Новый и неопытный бухгалтер больницы неверно посчитала, в чем призналась и уволилась. Главврач деньги сразу вернула, как и еще несколько ее коллег, которым бухгалтер накинула лишку. Сей «подарок с возвратом» летом обернулся для главврача Беляловой дисциплинарным советом.
Материалы туда передала финполиция, которая усмотрела, что главврач нарушила 12 статью Закона «О борьбе с коррупцией». Звучит она длинно и по-канцелярски, суть же такова – использовала служебные полномочия ради личной наживы. Причем этот подпункт 12 статьи предусматривает однозначное наказание – увольнение.
На совете дело Беляловой рассмотрели и, руководствуясь законом, рекомендовали областному управлению здравоохранения уволить ее с должности. Можно рапортовать наверх об очередной победе в войне с коррупцией. Для женщин Аркалыка, которым скоро рожать или в обозримом будущем, эта победа небезразлична.
Дело в том, что в Аркалык докторов ничем не заманишь. Об этом в управлении здравоохранения говорят открыто. В городском роддоме и без того кадровый голод до полуобморочного состояния. По штату положено 34 врача. А работают 12. Причем 6 из них пенсионеры и вот-вот уйдут на заслуженный отдых. Еще 3 доктора – сами беременные и сегодня-завтра у них длительный декретный отпуск. А из всех них только двое врачи высшей категории, причем оперирующие. Один пенсионер, вторая – Белялова, которую, выходит, уволить положено. Не зная об этом, жительницы Аркалыка продолжают беременеть и рожать, причем, по словам врачей, все чаще. Вот такая арифметика.
Белялова – главврач с 27-летним опытом, одной записью в трудовой книжке и единственным вызовом на дисципсовет – еще не уволена. В управлении здравоохранения с приказом не торопятся, как и комментировать ситуацию. Дело в том, что Белялова подала иск в суд. И не она одна такая. В последние годы все больше госслужащих оспаривают выводы прокуратуры и финполиции о том, что они нарушили антикоррупционное законодательство. И нередко выигрывают процессы. Говорят, что им обидно: одни чиновники миллионы в пакетах таскают по коридорам облакимата (дело о ЦОНе), а другие не так документ оформили, а клеймо и тем, и другим одинаковое – коррупционер.
Наши комментарии
Олег Матвеев, экс-сотрудник прокуратуры, юрист:
– Изначально действия госслужащих квалифицирует прокуратура, финполиция. Они должны грамотно и всесторонне разбираться в каждом деле. Но делают ли это? Вся загвоздка – в кадрах. Старшее поколение профессионалов уходит, кто приходит им на смену?! К тому же у силовиков действует так называемая «палочная» система. С одной стороны, она, конечно, нужна. Иначе как оценивать их работу? С другой – идет гонка за показателями, нужно отчитываться о борьбе с коррупцией. Неслучайно в нашей практике есть дела, когда мы в суде доказываем, что прокуратура была не права, посчитав действия чиновника коррупционными. И суд, вынося решение в пользу госслужащего, обязывает взыскать с прокуратуры расходы этого человека на процесс. Вы думаете кто-нибудь из госслужащих осмелился понести в областную прокуратуру исполнительный лист с требованием вернуть потраченные на справедливость деньги?! Никто! Боятся!
Татьяна Шерстобитова, член дисциплинарного совета, председатель профкома АО «ССГПО»:
– Я считаю, что ситуацию можно изменить, если действовать по двум направлениям. Первое – уменьшить число необязательных документов, которые должен составлять госслужащий. И второе направление – необходимо часть статей из закона о борьбе с коррупцией перевести в закон об этике госслужащего. Это позволит гуманнее решать ситуации, когда госслужащий без умысла допустил ошибку.