Намедни смотрел я по ТВ интервью уважаемого мажилисмена, который, вернувшись из заграничной командировки, живо рассказывал, как тамошние фермеры и их семьи решают социальные вопросы. И пришел в восхищение.
«Да там скажи: «Я – налогоплательщик!» – и перед тобой все двери открываются!» – описывал заграничную сельскую жизнь законодатель.
А тут, как назло, в редакцию позвонил житель пос. Бегежан (Костанайский район) Петр Сергеевич Булыженков. Имеет маленькое фермерское хозяйство, пенсионер. «Я с должным пониманием и уважением отношусь к тем многочисленным программам развития нашего общества, экономики, – сказал он, – но меня удручает, что в реальной жизни к нам, живущим в отдаленных деревнях, относятся, как к траве под забором. Например, мне надо ехать за сотню км сдавать отчет. Денег нет. Прошу у матери-пенсионерки. Можно было бы забить кабанчика, продать, но есть риск нарваться на неприятности – скот положено утилизировать только на убойном пункте, который от нас у черта на куличках. Или вот нужно заплатить штраф в ГАИ. Дело, казалось бы, минутное, но не для нас – опять собирайся в дальнюю дорогу».
Мое поколение вряд ли доживет до итогов программы «Казахстан-2050». И нам хотелось бы если не догнать, то хотя бы согреться в лучах ее промежуточных социально-экономических успехов. Вот почему мне понятен пенсионер из Бегежана, который советует нашим госмужам, прокладывающим широкие магистрали для великих реформ и инноваций, не забывать и о проблемах глубинки, где тоже обитают люди. Свежий пример: страна, в лице члена правительства, рапортует о том, какое громадье финансов вкладывается в медицину, а параллельно с этим мне звонят из райцентра и рассказывают, сколько потребовалось терзаний и личных денег, чтобы отправить заболевшего родственника в Костанай. Самое интересное, что райбольница в приеме не отказывала – в ней попросту катастрофическая нехватка врачей. Выходит, медицинская реформа дырявая, коль деньги есть, а с медиками не очень?
Замечу, что люди, которые с младенческим нетерпением требуют, чтобы к завтрашнему утру вся деревня переселилась в райские кущи, мне тоже не очень симпатичны. Критиканство, как и расстройство желудка, ничего общего с доводами разума не имеет. Однако разумные вопросы все же не должны изолироваться из-за нашей стародавней привычки угождать тем, кто нас повыше. Мне вот интересно наблюдать, как готовятся люди, ответственные за встречу представителей власти с населением. Будь то сельские сходы или приезд мажилисмена в свой избирательный округ, принимающая сторона старается сделать все в лучшем виде. В первую очередь – изолировать говорунов. Тех, кто в ровную стежку строго регламентированного собеседования верхов с низами может внести неполиткорректный диссонанс. Это когда ему с трибуны про Ерему, которому год от года становится жить все краше и веселее, а он в ответ про Фому, оторванного от сияющих высот цивилизации отсутствием питьевой воды, неподъемными кредитами и нерегулярными заработками.
Кстати, на необходимость сделать работу вертикали власти понятной для простых граждан не раз указывал и Президент Казахстана Н. Назарбаев. Для почти 17-миллионной страны, большая часть которой живет на периферии столиц, это жизненно важно.