Расследование уголовного дела акима поселка Кушмурун только началось, и пока трудно сказать, куда оно выведет. Чиновника обвиняют в том, что бюджетные деньги, которые выделялись на озеленение поселка (кстати, и без того утопающего в деревьях), он использовал совсем на другие цели. На какие – это самое интересное. Если себе в карман – одно дело. Но, помню, год назад тот же аким Михаил Харченко жаловался, с каким трудом ему удалось похоронить, по сути, двух бомжей. Как искал деньги и все, что для такого скорбного случая нужно. А еще рассказывал, как на собственные деньги покупал краску, чтобы памятник вождю мирового пролетариата на центральной площади не выглядел совсем уж убого. К чему это я? Да к тому, что акимы нижних уровней, чтобы решить самые простые вопросы населения, должны либо искать «неформальные» пути добывания денег, либо бить поклоны местным предприятиям. И ситуация, увы, практически не меняется.
Недавно Костанайский областной маслихат организовал круглый стол на тему местного самоуправления. А до этого тот же вопрос обсуждали в областном филиале партии «Нур Отан». Во главу угла ставится указание Президента провести реальную децентрализацию власти (обещают, что разграничение полномочий начнется уже в нынешнем году) и внедрить озвученную им же концепцию развития местного самоуправления. На круглом столе руководитель аппарата облмаслихата Асия Дуанбаева очень доходчиво рассказала о четырех основных моделях местного самоуправления, которые существуют в мировой практике. Среди них и советская, и, если судить по информации ныне председателя областного совета ветеранов, а в прошлом главы области Кенжебека Укина, не самая плохая. Поселки и села во всех моделях – это третий уровень.
Сегодня считается, что начало реальному самоуправлению (это первый этап, второй рассчитан аж до 2020 года) должны положить выборы акимов сельских округов, которые пройдут летом. Таких округов 256, в них – около половины населения области. Это серьезно. Однако...
По закону, выборы будут опосредованными. Выбирать акимов на альтернативной основе станут депутаты районных маслихатов (сельских у нас нет). Предлагать кандидатов – право акима района. Он же уже без всякого уведомления депутатов имеет полномочия снять избранного акима. Хоть на следующий день. Есть вопросы? По крайней мере, один: а где тут самоуправление? По словам руководителя облизбиркома Антонины Марковой, каждый человек может написать заявление акиму района, что желает возглавить сельский округ. И если тот сочтет такой вариант приемлемым, то может включить гражданина в кандидаты.
Реально? Я думаю, лишь теоретически. Не зря же участники круглого стола – и акимы сельских округов, и секретари районных маслихатов, когда речь зашла о том, что избирать можно лишь на два срока, запротестовали. Мол, и без того на селе толкового человека на эту должность сыскать трудно. Правда, зам. председателя областного филиала партии «Нур Отан» Римма Бектурганова подчеркнула, что в подборе кадров должны помочь действующие школы политического лидерства. Она же заметила, что в городе с местным самоуправлением еще хуже – нет таких положений в официальной концепции. Правда, есть у области хороший опыт, но он по-прежнему вне правового поля – именно по этой причине в Костанае в свое время разогнали комитеты общественного самоуправления.
Учитывая все это, говорить, что по местному самоуправлению лед тронулся, сложно. Но можно сказать, что трещины по нему пошли. Тут главное, что воля Президента на этот счет есть. Теперь не заволокитить бы этот вопрос, не подменить подлинное самоуправление его видимостью.