Беседа с председателем Рудненского общественного экспертного совета по развитию моногородов при городском филиале НДП «Нур Отан» депутатом облмаслихата Сарой ГУМИРОВОЙ.
Программа развития моногородов уже начала действовать. На первом этапе для них предусмотрена финансовая помощь. У нас в области моногородов четыре, и деньги будут потрачены на коммунальную инфраструктуру. А затем придет очередь помогать гражданам развивать бизнес. Нет другого варианта, чтобы уйти от зависимости моногородов от градообразующих предприятий. Об этом интервью с Сарой Гумировой.
«Нужна перерабатывающая промышленность»
– Сара Айтжановна, вместе с Госпрограммой развития моногородов была принята и партийная. Они созвучны?
– Конечно, правда, в партийной программе большой уклон сделан на развитие малого и среднего бизнеса. В малых городах, например в Рудном, с наступлением финансового кризиса был небольшой период, когда ССГПО значительно снизило объемы производства, и город сразу это ощутил. Допустим, десяткам тысяч рабочих на градообразующем предприятии задерживают зарплату, тысячи других работников предприятий-спутников тоже не вовремя получают оклады, и финансовые проблемы – у всего бизнеса. Люди не будут ходить в кафе, станут реже посещать парикмахерские, перестанут покупать новую одежду и станут экономить на питании. Зависимость от гиганта промышленности в малом городе очень большая – от социального благополучия до налогов. А ведь АО «ССГПО» нередко называют даже не градо-, а областьобразующим предприятием. Именно поэтому таким малым городам нужна государственная поддержка на развитие бизнеса, не связанного с градообразующим предприятием. Неслучайно в Рудном при городском филиале партии мы открыли общественно-экспертный совет. В него вошли не только партийцы, но и предприниматели, представители всех общественных структур, неправительственных организаций. Задача совета – рассмотреть все возможности для развития бизнеса. Очень много людей, которые стремятся создать свой бизнес. Но кто их направит, кто научит? Нас, скажем так, более старшее поколение предпринимателей, тоже ведь никто не учил заниматься бизнесом. Собственность социалистическая быстро стала частной, а дальше шли методом проб и ошибок. Но сегодня время другое, надо обучать людей основам ведения бизнеса. Поэтому на базе факультета экономики Рудненского индустриального института мы хотим создать бизнес-инкубатор. Допустим, есть у человека идея, но нужно все просчитать – сырье, оборотные средства, рынки сбыта и так далее.
– И какие направления в Рудном могли бы «заиграть»?
– В Рудном на нашем совете запомнился молодой человек, который презентовал проект завода по переработке твердых бытовых отходов и производства за счет этого электроэнергии. По его словам, проект быстроокупаемый и городу нужный. Но проект пока сырой. Для того чтобы его грамотно просчитать и спланировать все действия, как раз и нужен бизнес-инкубатор, в котором бы в роли экспертов выступали как экономисты, так и опытные предприниматели. Кстати, в Рудном немало проектов и в строительной отрасли, в частности, есть проект завода по производству строительных смесей. Именно переработка – доведение сырья до конечного продукта, который ляжет на прилавок – и есть главное перспективное направление.
«Финансовый кризис в прошлом»
– Хорошо, начнет работу этот бизнес-инкубатор, где экспертами будут не только экономисты, но и опытные бизнесмены, в том числе и вы. А зачем вам растить новых предпринимателей в Рудном, то есть своих конкурентов?
– Есть не только бизнес-интересы, но и гражданская позиция. К тому же конкуренция приносит только пользу. Я патриот и хочу, чтобы моя страна развивалась, крепла. Я живу, работаю в этом государстве, в нем живут мои дети, здесь жить моим внукам. Так думают многие предприниматели. Особенно молодые. Они креативны, они мыслят более глобально, их планы устремлены в будущее, они думают о том, что будет через 20-30 лет. Они знают: чем богаче общество, тем будет легче зарабатывать деньги. Вот я работаю в железнодорожном бизнесе. Это индикатор, лакмусовая бумага экономики. Железная дорога сразу чувствует, какая отрасль лучше работает, в какой отрасли, напротив, есть спад. Например, на моих тупиках в Рудном стоит 30 предприятий, им мы поставляем вагоны. По их числу сразу очевидно, у кого проблемы. Сейчас я вижу, что финансовый кризис остался в прошлом.
– Как много производственных бизнес-проектов?
– Для многих и сегодня проще открыть 125-ю парикмахерскую или 520-й продуктовый магазин. Но сейчас в бизнесе заметны две тенденции. Первая меня радует: все больше молодых людей разрабатывают именно производственные бизнес-проекты. А вторая тенденция тревожит: среди тех, кто хочет заниматься бизнесом, число женщин невелико. Хотелось бы гендерного равенства.
Надо понимать, что производство, в отличие от торговли или сферы бытовых услуг, не столь быстро окупаемый бизнес, но это тот вид предпринимательства, который позволит человеку не остаться на долгие годы владельцем продуктового магазина «У Ивана», а стать крупным бизнесменом. Любое производство – это основательно, серьезно и перспективно. И молодые люди это уже понимают.
– Не раз читал, что в Казахстане пока не научились ничего делать, кроме молока, колбасы, хлеба и водки. Некий набор для пьяницы, и молоко на утро. Как скоро мы пойдем дальше этого натюрморта?
– С этим высказыванием я согласна лишь отчасти – легкая промышленность у нас действительно не получила развития, и это направление многие предприниматели даже не рассматривают как перспективное. У меня есть друг – доктор наук, защищался в Москве. Он говорил: «У меня была такая возможность открыть предприятие, и не одно, столько всего предлагали. Но я не верил, что такое вообще возможно, я был коммунистом и был уверен, что потом опять начнется раскулачивание». Люди, воспитанные в СССР, были просто не готовы к новым возможностям. Но уже мы – поколение, которому сейчас за 40 лет – учились быть бизнесменами. Учились на ошибках коллег, на своих ошибках. А поколение 20-30-летних людей уже понимает, что производство у нас будет развиваться. И производство не только того натюрморта, который вы назвали. Молодежь видит, какой сегмент рынка перенасыщен, а какой еще ждет наполнения. Напомню, что, например, в Костанае уже не первый год собирают автомобили, причем как доступные по цене, так и дорогостоящие джипы, а также кареты скорой помощи. Могли ли мы еще 15 лет назад думать о таком промышленном прогрессе?!
«Нет статуса рабочего человека»
– Еще будучи акимом нашей области, Умирзак Шукеев говорил о том, что нужно уходить от тотальной зависимости от промышленных гигантов. Почему программу моногородов не запустили раньше?
– Думаю, ответ прост – программа не должна быть декларативным документом, ее нужно финансировать, и теперь у бюджета страны есть такая возможность. Не исключаю, что наши эксперты следили за российским опытом, где такая программа начала действовать раньше и, кстати, не имела большого успеха. Уверена, что ошибок россиян мы постараемся избежать.
– От чиновников будет много зависеть?
– Это точно. Ведь нужно сделать наши малые города привлекательными для проживания, чтобы люди не уезжали оттуда в Челябинск, Москву и Санкт-Петербург. В городе должны быть детсады, хорошие дороги, объекты культуры, спортзалы, отлаженная коммунальная система и так далее.
– Поэтому все деньги, которые моногорода уже получили по этой программе, сразу бухнули в коммуналку?
– Да, впоследствии уже будет финансирование в поддержку малого бизнеса. Поймите, развитие моногородов поднимает весь пласт существующих проблем – от логистики до банковских кредитов, от проверок контролирующих органов до подготовки профессиональных кадров. Я могу за пять минут найти пять экономистов, но на свое предприятие не могу найти аккумуляторщика, медника, связиста, хотя предлагаю высокую зарплату. Нет статуса рабочего человека. Я не сторонник мораториев на все проверки бизнеса, это приведет к хаосу – будут некачественные, опасные для здоровья товары, несоблюдение техники безопасности на производстве и так далее. Но проверки должны проводиться с разумной регулярностью и без заданности контролеров – раз пришел, то обязан найти нарушение. У меня за последнее время 20 проверок было...
– ...И все хотят кушать?
– (Смеется). Отдельно хочу добавить: надо, чтобы многие программы разрабатывались не в центре, а на местах. Поэтому нужен закон о местном самоуправлении. Думаю, он бы помог более эффективно реализовать программу развития моногородов. Мне бы хотелось, чтобы работали все те деньги, которые выделяет государство. Эти деньги очень нужны малым городам. Не надо лукавить – молодежь из них уезжает. Потому что не все хотят заниматься, например, горным делом, быть экскаваторщиком или водителем БелАЗа. В малых городах с одним градообразующим предприятием второй вариант – продавец в магазин или охранник в кафе. Молодым людям нужно наличие выбора. И только развитие бизнеса в разных направлениях этот выбор предоставит!
– Спасибо.