Сейчас здесь только двадцать пять учеников, и значит, табличку «Осиповская основная школа» в следующем учебном году сменят на «начальная».
Закрыть школу
не так просто
На уроке математики в Осиповской основной школе дети изучают числительные. На красочном стенде вопрос: «Сколько учеников?» И правее приведены варианты ответа: «одиннадцать», «двенадцать», «двадцать»... Стоит заметить, что в реалиях сегодняшнего дня все эти варианты выглядят неверными. Верный вариант – сорок. Именно столько детей должно быть в основной школе для ее дальнейшего функционирования. Сейчас в школе учеников только двадцать пять, а значит, табличку «Осиповская основная школа» уже в следующем учебном году сменят на «начальная».
Конечно, все это было решено не в один день. Изучалась ситуация, проводились беседы с родителями, педагогами. И они не противятся этому решению, потому что понимают – закон есть закон. А согласно государственным нормативам в начальной школе должно обучаться не менее пяти детей, в основной – не менее сорока, а в средней – не менее 80.
– Когда поднимается вопрос о реорганизации школы, здесь учитываются многие факторы, – говорит заместитель начальника управления образования Валентина Кушетерова. – Никто не может просто так закрыть школу, на это нужны серьезные основания. Всегда нужно смотреть на перспективу. К примеру, в школе обучается 30 учеников, но кроме этого 15 в предшколе и 20 в старшей группе мини-центра. Следовательно, у этой школы есть перспектива. Другой момент. Есть ситуации, где в начальной школе обучается три ребенка, но нет возможности организовать для них подвоз до ближайшей школы. И хотя содержать такую школу экономически не выгодно, власти берут все расходы на себя. И сегодня в нашей области 80 школ не соответствуют нормативам, но мы их содержим. Вопрос закрытия по каждой школе решается индивидуально с учетом перспектив развития каждого населенного пункта.
Надо искать работу?
Учитель математики Кунжамал Сейдалина окончила педагогический институт имени Абая в Алматы. И когда в вуз обратились с просьбой, мол, нужны педагоги, чтобы работать в школе, развивать село, она приехала в Осиповку.
– Работа в маленькой школе имеет свою специфику, – говорит она. – В большой школе в классе много детей, а значит, есть конкуренция. Здесь же все иначе. Да, нам можно совмещать класс-комплекты, но мы этого никогда не делали, потому что считаем, что это влияет на качество знаний. Это наш выбор.
В школе работает восемь педагогов. Уже многие из них ищут работу, но не верят, что она найдется всем. Кто-то смотрит в сторону города, кто-то – в сторону других сел.
Конечно, в этом плане проще молодежи. Вот и учитель английского языка Айгерим Саргожина считает, что главное для человека – его знания. Если они есть, то будет и работа. Она сама в свое время окончила эту школу и вернулась преподавать. Но теперь и она будет вынуждена переехать.
Опора на опору
Стоит заметить, что проблема малочисленности не единственная. Это целый комплекс проблем, который характерен практически для всех малокомплектных школ – от США до Украины. В каждой стране их стараются решать своими методами в силу демографических и экономических условий. В Казахстане нашли свой путь, предусмотрев в рамках Государственной программы развития образования создание опорных школ. В Костанайской области на сегодня их пять: в Узункольском, Мендыкаринском, Карабалыкском, Аулиекольском и Тарановском районах. До конца 2015 года в республике будет работать 160 опорных школ, в нашей области – 17.
Что же это такое – опорная школа, и чем она сможет помочь детям? Чтобы прояснить этот вопрос, мы отправились в Карабалыкскую СШ №1 им. М. Горького.
– В Карабалыкском районе 34 школы, из них 31 – малокомплектная, – говорит заведующая методическим кабинетом отдела образования Карабалыкского района Галина Гардер, показывая на карту области, где крупной точкой отмечена опорная школа и четыре поменьше – магнитные.
Термин «магнитная» ввели сами педагоги. Поскольку опорная – это своего рода магнит. У так называемых прикрепленных школ недостаточный кадровый потенциал, недостаточное материально-техническое обеспечение, опорная школа всем этим обладает. К примеру, в Карабалыкской СШ №1 полный комплект спецкабинетов, 11 интерактивных досок и высококвалифицированный кадровый состав.
Как нам объяснила завуч по науке и ответственная по работе ресурсного центра Жанна Оралбаева, для работы были выбраны профильные классы. А, к примеру, в Карагандинской области, которая считается экспериментальной площадкой в течение уже десяти лет, такую работу проводят, начиная с мини-центра. Правда, там школы находятся рядом, а у нас расстояние достигает 95 километров. Но принцип один: работа делится на два периода – сессионный и межсессионный. В сессионный период, а это десять дней, дети находятся на занятиях в опорной школе и проживают в пришкольном интернате, а в межсессионный, в течение двух-трех месяцев, они учатся в своих школах, выполняют полученные задания. За плечами только год работы, но, как отмечают в управлении образования области, успеваемость и качество знаний в этих школах стали выше, чем за последние пять лет. Таковы данные мониторинга.
За один день не решить
Одна из главных проблем малокомплектной школы – учителям приходится совмещать два класса из-за их малочисленности. Эта проблема не новая, и она до сих пор не решена, но сдвиги есть.
– На базе Регионального научно-практического центра «Костанай дарыны» создан центр развития малокомплектных школ. Там как раз занимаются методическими разработками для повышения качества знаний. Уже есть проект концепции развития малокомплектных школ, – говорит Валентина Кушетерова. – Не секрет, что мы нуждаемся в многопрофильных специалистах. Учитель малокомплектной школы совмещает преподавание предметов, но специальных программ пока нет, как нет и специальных учебных планов. Но в республике по этой теме уже создана целая рабочая группа, к решению таких вопросов будут привлечены специалисты не только школ, но и колледжей, вузов. Дело это не одного дня.