Так утверждает директор Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов.
И в этом аналитик, пожалуй, прав. Пока по поводу всколыхнувшей общество идеи создания единого пенсионного фонда исключительно под патронажем государства идет лишь дозированное вбрасывание информации.
Известно, что к 1 июля всю существующую систему частных фондов полностью развалят и на базе существующего накопительного пенсионного фонда «ГНПФ» родится «ребенок» с очень крупным тенговым весом – свыше трех триллионов тенге. Главная претензия к частным пенсионным фондам была в том, что деньги вкладчиков не дают ощутимой доходности. И это, по большому счету, единственное, что волновало и людей, у которых, не спрашивая, забирали из зарплаты десять процентов. Потому что все остальное было уже достаточно хорошо отлажено – была реальная связь фонда и вкладчика. За то, чтобы вкладчик не перебежал к конкурентам, НПФ был готов его облизывать.
Сейчас тысячи вкладчиков интересуются: а что может предложить в плане доходности единый государственный фонд, и не лопнет ли слишком большой пузырь?
Председатель Нацбанка Григорий Марченко заявляет, что «структура фонда, система принятия решений, а также деятельность Совета фонда (где бы большинство не представляло госструктуры) должны быть построены по такому принципу, чтобы всех от такого соблазна (надо полагать, разбазарить деньги вкладчиков. – Прим. ред.) уберечь». Кто может быть подвержен этому соблазну? На этот вопрос отвечает сам глава Нацбанка: «...в долгосрочной перспективе будущему правительству могут понадобиться деньги, чтобы закрыть дефицит бюджета или финансирования каких-либо проектов, и может появиться соблазн использовать деньги будущих пенсионеров». Слово «соблазн» есть и в других высказываниях Григория Марченко. «Должна быть КАКАЯ-ТО система гарантий, при которой все были бы уверены, что пенсионные деньги вернут с прибылью, которая будет больше, чем средний уровень инфляции за этот период», – продолжает главный банкир страны. «Какая-то» – это, пожалуй, ключевые слова. И их сегодня произносит глава Нацбанка, который и будет хранителем трех триллионов.
В правительстве за пенсионную реформу отвечает (возглавляет рабочую группу) заместитель премьер-министра Кайрат Келимбетов. «По всем видам обязательных пенсионных взносов будет сохранена гарантия государства по их сохранности. Перевод пенсионных накоплений граждан будет осуществлен в полном объеме. Создание ЕНПФ – не национализация пенсионных накоплений: пенсионные накопления остаются в собственности граждан. Храниться пенсионные накопления будут в Национальном банке» – такую информацию распространила пресс-служба правительства. Видимо, это то, что, по мнению высших чиновников, должно успокоить народ. Сообщается также, что для реализации реформы потребуется внести изменения в 8 кодексов и 22 закона. И все это – до 1 июля.