Бенедикт XVI уходит. Кто придет
|
Объявление об отставке, озвученное Бенедиктом XVI на прошлой неделе, произошло на фоне усилившихся антиправительственных выступлений в Испании и предстоящих парламентских выборов в Италии – крупнейших оплотах европейского католичества. Если прибавить к этому обсуждение однополых браков во Франции, то налицо серьёзнейший кризис европейской идентичности и религиозной морали. В восприятии многих Бенедикт XVI – явный традиционалист-консерватор, оказавшийся неспособным к продолжению реформаторской деятельности католической церкви. С другой стороны, отречение выглядит весьма революционно и стало продуманным с точки зрения пиара действием. Лионский архиепископ Филипп Барбарен назвал отставку исключительно «актом свободы и смирения». Но так ли это?
Политика Ватикана предыдущих десятилетий была направлена на мирное разрешение всех споров и преодоление разногласий между различными направлениями христианского вероучения. В результате дипломатические отношения с ним наладили протестантские страны, которые «обижались» на католических первосвященников ещё со времен Реформации. Лидеры мировых держав зачастили в Рим, причём визиты глав государств к Папе превратились в обстоятельные беседы. Надо сказать, что и молодежь всего мира приняла «правила игры», предложенные реформировавшимся католицизмом. Особенно после объявления средневекового учёного-энциклопедиста Исидора Севильского покровителем Интернета.
И вдруг на Ватикан обрушились многочисленные обвинения в коррупционных скандалах, кризисе веры и потере международного влияния. То, что они небеспочвенны, еще до того, как стал понтификом, говорил и Бенедикт XVI (Йозеф Ратцигер). Однако время показало, что он оказался неспособным что-либо изменить. Католическая Европа стала погружаться в пучину всеобщей суетности. Так произошло, что заявление Папы Римского и перевыборы в Ватикане практически совпали с выборной кампанией в Италии. Добровольная отставка понтифика так сразила итальянцев, что они на время забыли и о выборах, и о насущных экономических и внешнеполитических проблемах. Даже «непотопляемому» Сильвио Берлускони, который идёт на парламентские выборы с прицелом на пост премьер-министра, по его собственным заверениям, из «чувства ответственности за страну», пришлось приложить немало усилий, чтобы его хотя бы слушали.
Для Италии, чтобы усилить или хотя бы сохранить международный престиж, важен и географический принцип в выборе нового понтифика. В качестве возможных кандидатов на папский престол называют представителей различных частей света, в том числе и Африки. Из наиболее вероятных кандидатов – латиноамериканские кардиналы (где живут более 40 процентов приверженцев католицизма) и архиепископ Нью-Йорка кардинал Тимоти Долан, кстати, яростный критик Барака Обамы. Но кого бы ни избрали, главной будет та политика, которую Ватикан станет проводить. Потому что сегодня кризис европейской идентичности и религиозной морали – это уже не просто разговоры. Это – действительность.