Педагогическая общественность Сарыкольского района пребывает в шоковом состоянии - из районного отдела образования шесть человек переместились в камеру предварительного заключения.
Жизнь после чистки
Случай беспрецедентный. Начальник и главбух получили по пять лет лишения свободы, остальные четыре сотрудника по три года за служебный подлог и растрату чужого имущества - на всех больше двадцати миллионов тенге. Каким образом «бедные бюджетники» сумели бесконтрольно растратить такую сумму за два года - вопрос интересный. Согласно судебному приговору, эти деньги шли на личные авансы и списывание несуществующих затрат. Сейчас чиновники подали на апелляцию. Изменится ли приговор, неизвестно, но в принципе общественность больше интересует, как будет работать отдел после такой чистки? И вопрос этот не праздный.
В Сарыкольский районный отдел образования журналисты наведались на прошлой неделе. Самый разгар рабочего дня - сотрудники, как муравьи, корпели над бумагами. После большой чистки их теперь осталось тридцать два.
- Сказать, на что шли деньги, я не могу: личных суждений на эту тему у меня нет, - у исполняющего обязанности начальника отдела Геннадия Холодило подрагивают руки. - Что я могу здесь думать? Ни про какие премии «левые» я не знаю. Восемь лет здесь работаю, премий не получал.
Геннадий Холодило: "Нас еще долго будет лихорадить после этой истории".
И уже громче, сбиваясь почти на крик: «Я к финансированию никакого отношения не имею! Зачем мне вникать в вопросы, которые меня не касаются?»
Геннадий Холодило прежде работал главным специалистом, курировал вопросы жизнеобеспечения школ. Исполняющим обязанности его поставили 18 августа прошлого года, когда накрыли начальницу Розу Щерботаеву.
- Мы сейчас работаем как можем. Конечно, после апелляции, если приговор останется без изменений, придется искать достойную замену этим шестерым сотрудницам, - видно, что Г. Холодило этот разговор неприятен.
По его словам, сотрудники отдела образования до сих пребывают в шоке: то, что возьмут четырех методистов, никто не знал. Еще до обеда он давал им задания, а после обеда на них уже надели наручники...
А между тем все шесть женщин имели многолетний стаж работы. Всем - по 45-55 лет, у всех семьи, дети, внуки. И почти у всех этих бывших сотрудниц дети обучаются на платных отделениях вузов, и, надо заметить, что ни одна на плохое финансовое положение не жаловалась, хотя зарплата, честно говоря, не столь уж велика. По словам Холодило, начальник отдела получает 116 тысяч. Остальные гораздо меньше: главный специалист с тридцатилетним стажем, например, 62 тысячи тенге. Тогда как начинающий учитель получает около семидесяти тысяч.
- Молодые кадры сюда не приходили давно, - рассказывает и.о. - В школу они идут с большим удовольствием. Я уже побеседовал с директорами школ райцентра, у меня появились относительно кадров для отдела кое-какие мысли.
План такой: переманить на места методистов педагогов этих самых школ. Однако, как отмечает сам руководитель, сделать это будет непросто: и зарплата мала, и на репутации отдела - большое пятно. А на то, чтобы пригласить иногородних, ни резервного жилья нет, ни денег на его аренду.
- Чтобы нам взять методиста, надо искать опытного педагога, чтобы хотя бы пять лет было стажа. Резюме молодых специалистов даже рассматривать не будем!
Не отдам. Не пойдут
К сожалению, застать на месте мы смогли директора только одной школы - казахской.
- Отдать своих учителей? Нет. У меня стопроцентная комплектация, лишних кадров нет, - заявил Ерлан Сманов. - Да и не захочет никто. Ладно бы только маленькая зарплата, так еще и репутация запятнана. Педагоги просто побоятся идти работать в отдел образования. Мы в шоке от произошедшего не меньше остальных.
Однако насчет затрат отдела образования он все-таки кое-что припомнил:
- Не секрет, что часть денег уходит на встречи областного начальства. Но я не компетентен рассуждать на такие темы. Однажды говорили, что учителей и директоров школ отдел образования заставлял подписывать какие-то ведомости. Списывали деньги. Вероятно, это были деньги на встречу разного рода комиссий. Но ко мне они никогда не подходили. Может быть, потому, что я новый человек. Всего четыре года работаю.
На тему растраты педагоги этой школы словно табу наложили. А учителя младших классов, не пожелавшие, впрочем, называть своих имен, вообще наотрез отказались от перспективы работать в районном отделе образования.
А если завтра их оправдают?
Дать оценку ситуации мы попросили двух заместителей акима Сарыкольского района.
- А можно без комментариев? - так начался разговор с Алмасом Аузбековым. - Комментировать мы сможем после окончательного приговора суда. Если он останется без изменений, будем решать вопрос с кадрами. Шесть этих женщин не считаются уволенными, они пока считаются отстраненными.
Солдат Дутпаев высказался аналогично:
- Завтра их оправдают, а мы уже кадры подобрали?! Да, на носу новый учебный год, но все идет своим чередом. Жизнь не остановилась.
Марина КОСТРОВА
Фото автора