Давно ожидавшийся приговор девицам «Pussy Riot» за хулиганство в храме Христа Спасителя огласил (с видеотрансляцией на весь мир) Хамовнический суд Москвы.
Каждой из трех панк-феминисток дали по два года колонии. Прокурор при этом произнес: «Использовать амвон как сцену, поднимать ноги выше пояса является издевательством над чувствами верующих». В общем, суд в приговоре свёл деяние панк-феминисток к оскорблению религии. При этом правовой документ содержал и чуждые светской юриспруденции термины типа – «богохульство», «бесовские дрыгания». Похоже на решения Синода эпохи Николая I.
Патриарх Кирилл, думаю, не случайно в день приговора не был в Москве, он совершал визит в Польшу. Всё-таки власть духовная понимает опасность лучше власти светской и стремится, если есть повод, дистанцироваться от подобных событий. Русская православная церковь даже обратилась к суду с просьбой «проявить в рамках закона милосердие к осужденным». Но закон есть закон. Помиловать неразумных девиц, конечно, мог бы президент, что с его стороны сочли бы сильным политическим ходом. Но для этого, как минимум, нужно, чтобы его об этом попросили. Однако, видимо, коса нашла на камень. Участницы панк-группы отказываются идти на поклон к главе государства. 125 лет назад Александр Ульянов тоже отказался просить Александра III о помиловании, и Ленин «пошёл другим путём». Откуда такие сравнения? От фактов. Кто-то потрудился и разбросал в мавзолее Ленина и на Красной площади листовки с фотографиями «Pussy Riot». Правда, взбалмошным девицам явно не светит ореол борцов за светлое будущее. То, что они разыграли, не трагедия, а откровенный фарс.
Известно, что и сами события в храме, и приговор по ним вызвали в российском обществе разные мнения. СМИ тоже разделились. Кто-то утверждал, что «закон обязателен для всех, а взгляд на мораль зависит от точки зрения». Кто-то – «за нарушения морали можно осуждать, но не наказывать». Судебный процесс по одиозному делу расколол и мировую общественность. Но расхлёбывать ситуацию придётся именно России.
Раскол общества, причем без шансов на компромисс, начавшийся с Болотной площади, теперь, надо полагать, закрепился окончательно. В одной компании протестующих против приговора суда оказался ряд российских и западных деятелей культуры. Бывший президент СССР Михаил Горбачев тоже критикнул «никому не нужное» и несудебное дело. «Никогда еще ранее не было такого общественного резонанса», – указывают единодушно все СМИ. На защиту олигарха Ходорковского выступили только политиканы и узкий круг интеллигенции, а тут объединились самые разношёрстные силы – от лидера левых радикалов Сергея Удальцова до главы всех несогласных правых сил Гарри Каспарова. При этом экс-чемпион мира по шахматам назвал «бредом сивой кобылы» обвинение, что «он укусил полицейского». Конечно, экспертиза установит, кто кого покусал. Вопрос в другом: кому понадобилась вся эта провокационная шумиха? Как говорят журналисты, собака укусила человека – это не сенсация. Сенсация – если человек укусил собаку. Вот и в этом случае, думается, надо хорошо искать, где зарыта собака. То, что сумасбродные девицы в храме кричали: «Богородица, Путина прогони!» – это одно. Другое, что православная церковь, как было официально заявлено ею, «непреклонна в своей позиции неприятия таких антихристианских явлений, как признание однополых союзов, свобода выражения всех желаний, неудержимое потребительство, пропаганда вседозволенности и блуда». Поэтому нельзя исключить, что кому-то очень хотелось бы раскачать и светское российское государство, и поддерживающую его церковь. Борьба за умы и души людей, как показывает история, не последняя составляющая в таких делах.