Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
«Невидимые» людиКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93«Невидимые» люди

«Невидимые» люди

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости

 

У нее уже три года серьезно болен ребенок, большая часть денег уходит на то, чтобы снимать холодное недостроенное жилье. Хотя об этой категории граждан, казалось бы, государство должно заботиться особо…

В Узбекистане было хуже…

Кибат Тажибаева и ее двое детей – оралманы. Приехали в Казахстан четыре года назад из Узбекистана. Покинуть обжитую территорию и родных заставила нужда. Когда был жив муж, как-то еще можно было выживать. А когда он умер, женщине с двумя детьми стало совсем невмоготу. По словам Кибат, было там очень голодно. Жили в долг. Первый год своей жизни в Казахстане женщина работала только для того, чтобы рассчитаться с кредиторами, которые оставались на прежней родине.

Доход этой семьи оралманов складывается из пособий, которые получают мать и сын.

 

Как только рассчитались – в дом пришла другая беда. Заболел сын Бауыржан. Уже три года мальчик борется с тяжелым заболеванием – раком крови. Врачи говорят, что эта форма не фатальна. Но надо периодически ездить на лечение в Алматы. Уже семь раз Кибат с Бауыржаном побывали в южной столице. На днях им предстоит ехать в восьмой раз. Дорога и питание-проживание для мамы по минимуму обойдется в 60 тысяч. На эту поездку деньги женщине выделил фонд «КН» «Жизнь на ладони». Прежде в дорогу снаряжала Затобольская мечеть…

Кажется, только в мечети и знали о Кибат и ее бедственном положении. И в редакцию «КН» с просьбой о помощи для семьи Тажибаевых обратилась именно прихожанка мечети, Салтанат Кузбагорова. Она даже пришла вместе с женщиной, помогала переводить ее рассказ. Кибат хорошо знает казахский и узбекский языки, изложить на русском картину своего бедственного положения ей пока не под силу…

Чужой дом

…Стены затянуты полиэтиленовой пленкой, потолки и пол заделаны только местами. Отопление в доме не проведено. Так и ютится семья, спасаясь от холода… пластилином. Им Кибат промазывала углы, чтобы не дуло. И вся эта «красота» стоит 25000 тенге в месяц – такова цена арендного жилья. Примерно столько же стоит однокомнатная квартира. Но как там ютиться с больным ребенком? Здесь хоть земля во дворе, можно небольшой огород посадить… Правда, огород Тажибаевы особо не сажают. Бауыржан постоянно в больницах, мать рядом с ним. Есть еще младшая дочь Диана, которой 8 лет. Вот и вся семья.

Доход складывается из пособий, которые получают мать и сын. У мальчика инвалидность, ему платят 17000 тенге. Кибат получает пособие по уходу за ребенком-инвалидом – 15000. Итого тридцать две тысячи. Минус деньги за квартиру – остается семь. Как можно на эти деньги прожить месяц с двумя детьми? Как покупать дополнительные лекарства для больного ребенка? Как одеть дочку в школу? И кстати, почему девочка не попала в акцию «Дорога в школу»?

Дорога в школу

С этими вопросами я обратилась в акимат поселка и в Затобольскую школу с государственным языком обучения, в которую уже второй год ходит Диана. Там же учится и Бауыржан. Только для мальчика предусмотрено обучение на дому. Вот еще одна странность – педагоги ведь ходили в эту семью, видели, что живут они бедно и сложно. Знают, что мальчик болеет. Однако вопрос о том, чтобы помочь Тажибаевым, здесь и не поднимался. Обратили на них внимание только после нашего звонка. Кстати, социальный педагог школы сказала мне по телефону, что Диана порой пропускает занятия, мама уезжает часто с братом, вот девочка и не приходит иногда… Кибат, в свою очередь, утверждает, что пропуски не всегда из-за ее отлучек. Школа от дома далеко, зимой иногда она не пускает дочь, потому как нет теплой одежды… Да и питаться дорого – в месяц 900 тенге за то, чтобы девочка в школе поела…

В поселковом акимате объяснили, что в акции «Дорога в школу» задействуют прежде всего детей из семей, которые получают адресную социальную помощь, стоят на учете. А потом уже детей из списков, которые подают школы. Тажибаевы в списке не значились. «Признаем, это наше упущение», - сказала социальный педагог школы. Упущение исправили. Через час после нашего звонка нам сообщили, что уже нашли частного предпринимателя, который выделяет 30000 тенге для сборов Дианы в школу…

Было бы здорово, если бы остальные проблемы семьи решились бы так просто… А проблем масса. Первоочередная – жилье. Кибат встала в очередь, но перед ней 200 претендентов. Реально ли дождаться? Она надеется, что ей удастся собрать документы для получения пособия по утере кормильца. Но сотрудники государственных учреждений разводят руками – беда даже не в том, что с отцом детей женщина брак не регистрировала. В документах детей есть ошибки. Фамилия отца в свидетельствах о рождении сына и дочери не соответствует его фамилии в паспорте. Плюс свидетельства о смерти сожителя у Кибат нет. Предстоит немало хлопот, прежде чем удастся доказать существование этого самого потерянного кормильца…

При этом она не ориентируется, в какие инстанции нужно направляться. Если бы не помощь Салтанат, и в очередь на жилье не встала бы… Между тем на депозите у Кибат лежит сумма на приобретение жилья – квота, которую выделило государство по приезде. Все, как положено по закону – 180 тысяч тенге на главу семьи, по 120 тысяч на остальных членов. Итого около 3000 долларов. Понятно, что жилье на эту сумму не приобрести. Может быть, только где-то в отдаленном селе. Но как ехать в село с больным ребенком? Здесь хоть больница рядом…

Эти деньги Кибат трогать не решается. Когда-то ей сказали, что они должны быть потрачены только на жилье. Но как сообщили нам в специальном отделе миграционной полиции, это не совсем верно. Деньги могут расходоваться по усмотрению тех, кому их перевели. Но… Если в течение трех лет оралманы переезжают в другую область, деньги они должны вернуть. Если в течение пяти лет выезжают из государства – возвращают всю сумму…

Положа руку на сердце, у меня, чтобы получить ответ на этот вопрос, ушел практически весь день. Попутно я сделала два вывода. Первый из них: человек малограмотный, слабо ориентирующийся в системе государственных учреждений вряд ли вообще получил бы ответ на этот вопрос. И второй – судьбой оралманов государство не занимается.

Почему? Но ведь для них нет каких-то специальных программ. По словам заместителя акима Костанайского района Юрия Вакуленко, уже больше пяти лет в районных акиматах не курируют судьбы оралманов. Одно время ими занимались отделы внутренней политики, подыскивали жилье, следили за их трудоустройством. Теперь же этих функций нет. На информационном ресурсе Tengrinews.kz. я нашла подтверждение моему второму выводу. Из уст секретаря Комиссии по правам человека при Президенте Казахстана Тастемира Абишева прозвучало: «Сегодня лишь в нескольких странах есть программа по поддержке репатриантов. Это Казахстан, Германия, Израиль и Российская Федерация. По состоянию на 1 января 2012 года около 1 миллиона наших соотечественников вернулись на родину. Права оралманов соблюдаются на уровне, равном гражданам, проживающим на территории Казахстана»...

Следуя логике этих слов, у оралманов не только права, но и проблемы такие же, как у граждан, проживающих на территории Казахстана. И Кибат Тажибаева с ее больным ребенком, отсутствием жилья и бедственным положением – такой же человек-невидимка для властей, как порой это случается с обычным гражданином.

Мария ШИЛО

 

Просмотров: 2869
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран