«Заниматься приходится самыми разными проблемами. Так как на настоящий момент фундаментальная наука в Казахстане переживает не лучшие времена, в основном проводим прикладные исследования». Павел Тыртыков, молодой ученый, г. Караганда.
В апреле страна тихо отметила День работников науки. Павел Тыртыков давал интервью одной из республиканских газет. Он отучился по программе «Болашак» в американском университете и теперь занимается на родине прикладными исследованиями в области биотехнологий. Прикладные исследования – это работа над конкретным проектом, после внедрения которого в производство можно получить неплохие деньги. Отчего ж тогда Павел переживает за науку фундаментальную? А вот почему. Когда, например, Карабалыкская опытная станция в свои лучшие годы работала над выведением новых сортов зерновых культур и прочих кормовых растений, ей это удавалось за счет сочетания теории и производственной практики. Однако после того как деньги стали давать только на узкую специализацию, научная часть станции скукожилась до размеров скромной лаборатории с инструментарием середины прошлого века. И мы тут же стали проигрывать коллегам из Омска в конкурентной борьбе за рынок сбыта перспективных семян.
Ситуация возникла не вчера. Три года назад 28 академиков и 15 докторов обратились с коллективным письмом к Президенту страны, излагая в нем свои взгляды на плачевное состояние отечественной науки. Через год был принят Закон «О науке», отдельные положения которого были не бесспорны, но, тем не менее, это уже был шаг вперед. Судите сами: если в 2010 году общий объем финансирования научных исследований составлял 16 млрд тенге, в 2011 году – 26,8 млрд тенге, то на 2012 год пришлось уже 48 млрд тенге. Вот только, со слов одного из чиновников Комитета науки Министерства образования и науки РК, средняя зарплата казахстанских научных работников составляет 80000 тенге, что, по его же признанию, «негусто и не столь заманчиво». Впрочем, есть люди, которые готовы работать за идею. Валерий Тимляков, инженер-конструктор, именно из таких. Я с ним познакомился осенью прошлого года на охоте. Он закончил наш сельхозвуз, аспирантуру в Челябинске и теперь работает в Мюнхене, в маленьком исследовательском бюро. Тема: ветроэнергетика. Самое что ни на есть инновационно востребованное для нас направление. Поговорив о видах на будущий осенний урожай гусей и уток, я ему предложил: «Возвращайся, у нас сейчас большой спрос на твою тему». Ответ таков: «Да я бы рад. Но мне не нравится, что опять придется тратить несколько лет на доказательство собственной ученой состоятельности». Это он о том, как искал у нас работу по своему ученому профилю.
И напоследок: по данным Интернета, более 50 выпускников престижной программы «Болашак» не вернулись из заграничных университетов. Хотя, согласно контрактам, они обязаны отработать на родине 5 лет, поскольку в среднем государство на обучение только одного стипендиата тратит более десяти тысяч долларов...