Эту расхожую фразу повторил известный казахстанский политолог Досым Сатпаев, когда его спросили о главных рисках и угрозах, которые стоят сегодня перед Казахстаном.
Досым Сатпаев, ссылаясь на экспертный опрос Альянса аналитических организаций, в качестве главных рисков и угроз выносит на первое место внутриэлитные конфликты, поляризацию общества, разрыв между центром и регионами. В большинстве своем это социальные риски, которые из-за высокой толерантности казахстанского общества не дают вспышек. Есть, по мнению политолога, риски внешнего характера, например, участие в создании Евразийского союза и еще больше – вхождение Казахстана во Всемирную торговую организацию. Они хоть и внешние, но явно замешанные на суверенной опаре.
Один из видимых социальных рисков на сегодня – модернизация пенсионной системы, главным образом, поднятие пенсионного возраста для женщин. Это риск, который политолог обозначил как разрыв между центром и регионами. В столице не знают реальной картины на местах и, к сожалению, даже приблизительно не могут представить той поляризации общества, которая сложилась и которую в принципе не стоило бы игнорировать. Нам говорят: вынуждает реальная экономическая ситуация. У государства не хватает сил и средств, чтобы содержать старшее, отработавшее свое поколение. Но ведь совсем недавно мы гордились надежностью своей пенсионной системы. Получается, что конструкция была сложена из непрочных материалов? Тогда где были прорабы и конструкторы? Вот тут-то и становится понятна фраза Досыма Сатпаева: «Дьявол кроется в деталях...»
Одна из таких деталей, по мнению политолога, коррупция и непрозрачная экономика. По его словам, «по оценкам самих государственных структур, в 2012 году теневой оборот в Казахстане превышал $30 млрд долларов, из которых часть денег уходит на коррупционные услуги. При этом масштабы теневой экономики в Казахстане доходят до 40 процентов». Плюс то, что называется падением человеческого капитала. Когда люди не понимают, с чем имеют дело, тогда не может сработать и принцип, который помог, например, Южной Корее сделать экономический рывок. Он формулируется так: «Мой дом – лучший на улице, моя улица – лучшая в городе, мой город – лучший в стране, моя страна – лучшая в мире». Просто и гениально: страна не может стать конкурентоспособной, если не конкурентоспособны отдельные ее элементы, подчеркивает Досым Сатпаев.
Может ли изменить ситуацию множество принимаемых (в абсолютном большинстве Центром) стратегических государственных программ? Директор Алматинского филиала Агентства по исследованию рентабельных инвестиций Нурлан Махмудов, ссылаясь на научное исследование своего коллеги, старшего аналитика АИРИ Талгата Мусабекова, заявляет о том, что главное – отсутствие системы комплексного планирования развития экономики. На этой неделе глава государства, оценивая итоги развития Астаны и подготовки международной выставки «ЭКСПО-2017», косвенно подтвердил такой вывод аналитика. Нурсултан Назарбаев определил это явление просто: когда каждый – начальник, а толку нет. Вот поэтому государственные расходы за 12 лет выросли в десять раз, а темпы роста большинства отраслей незначительные.
Эксперты выделяют три главные проблемы такой пробуксовки. Отсутствие не вызывающих сомнения статистических стандартов и данных, непрозрачность процесса. Отсутствие связи с научными кругами, деловым сообществом, нежелание моделировать разные сценарии реализации программ (а того ли поля и пенсионная «ягодка»?). И, наконец, желание бежать впереди паровоза: печем проекты быстро, без вневедомственной координации и согласованности таких программ друг с другом. Такие вот детали.