Ответить на этот вопрос однозначно вряд ли удастся. Кто считает, что одной из главных причин является сегодняшняя психология сельчан, без переломки которой не помогут ни новые технологии, ни развитие инфраструктуры. Другой кивает на несовершенную ценовую политику, третий – на отсутствие стабильных правил работы в АПК, что отпугивает инвесторов. И в принципе каждый из них прав. Но есть и еще один ответ - наличие утопических программ и забюрократизированных правил, которые не просто препятствуют развитию отрасли, но даже мешают работать самим исполнительным органам. Об этом заявил председатель фермеров Костанайской области Жетес Амантаев на заседании экспертного совета в АПК при облфилиале НДП «Нур Отан».
Осенью на областной конференции партии Жетес Есмагзумович был избран партийным куратором в сфере «Интенсивное развитие сельских территорий и повышение конкурентоспособности АПК Костанайской области». Чего греха таить, после этого можно было бы ждать проведения скучных совещаний с приглашением СМИ, после чего шли бы в вышестоящие инстанции отчеты о якобы успешной работе. По мнению Амантаева, это был бы наиболее легкий, но абсолютно бесполезный вариант. Потому он и предложил другой путь. Выстроить схему, которая поможет стать результативной, авторитетной и, что очень важно, воспринимаемой структурами, ответственными за реализацию госпрограмм в аграрном секторе. Причем в эту схему должен войти экспертный совет, через фильтр которого будут проходить наиболее конкурентные проекты.
Сегодня этот совет сформирован. В его состав вошли весьма авторитетные люди. Достаточно назвать имена: директоры сельхозпредприятий – Сайран Буканов, Елубай Аманжолов, Олег Даниленко, Амангельды Жалгасов, Борис Князев, Габит Шахайдаров; руководители крестьянских хозяйств – Владимир Дранчук, Ибраш Естаев; директор Центра экономических исследований КГУ им. Байтурсынова Андрей Коваль. А еще созданы специальные группы, которые по мере необходимости будут привлекать независимых экспертов. Заметим, все эти люди стремятся к тому, чтобы огромные средства, выделяемые государством аграрному сектору, были использованы рачительно и профессионально.
К сожалению, можно привести немало примеров, когда эти деньги вкладываются в непродуманные программы, более того – порой растранжириваются. Взять, к примеру, действующую программу развития мясного скотоводства: по причине нецелевого использования кредитных средств, выданных дочерними компаниями АО «КазАгро», в отношении заемщиков возбуждено 45 уголовных дел на общую сумму свыше 11 млрд тенге. Иными словами, есть весомые основания для контроля правящей партии во многих секторах экономики. В том числе в сельском хозяйстве.
– И тут речь не о посягательстве на чьи-то функции или должности, отмечает Амантаев. – Мы намерены сделать свою работу таким образом, чтобы она была направлена на мониторинг и анализ реализации программ. А затем с учетом заключений ученых и пожеланий опытных практиков появятся предложения по разработке более эффективных проектов и нормативных актов. Очень важно, что мы стремимся создать системные, а не декларативные и громоздкие формы осуществления господдержки. Нужны программы, которые оценивали бы в первую очередь те, для кого они разрабатываются.
У аграриев действительно есть основания возмущаться. Когда, к примеру, инновационные идеи, направленные на благо бизнеса и общества, почему-то переводятся в русло интересов определенных кругов. Так что, если партийцы сумеют разрушить эту порочную практику, могут рассчитывать на заслуженное уважение.