Казбек Нурмагамбетов, не стесняясь, заходил во многие приемные. Фактурная внешность, прилично одет. Таким он однажды заявился и в «Костанайские новости». Его, очевидно, не смущала та репутация, которая шлейфом уже тянулась за ним…
В приемной главного редактора «КН» он появился в марте 2012 года. Тогда как раз на ноги вставал наш благотворительный проект «Жизнь на ладони» – помощь больным детям. Он пришел с письмом – помогите еще не родившемуся ребенку. Определена серьезная патология, в Казахстане лечить ее не могут. Мы тогда сразу предупредили: никаких личных счетов. Все перечисления – на счет проекта. Он предлагал рассылать письма предпринимателям на фирменном бланке «КН» – мол, вас все знают, вам доверяют. Мы, в свою очередь, стали наводить справки. В рекламном центре «КН» нам сообщили: «Разместил рекламу, а потом не захотел за нее платить. Еле вытрясли. На условиях бартера предложил во время выставки в Ледовом дворце повесить растяжку о «КН». Ее потом нашли в подсобке, даже не раскручивали».
Следующий факт был широко известный – выставка предпринимателей «Костанайская область-2011: строительство, аграрный сектор, транспорт». Тогда Казбек Нурмагамбетов собрал взносы с предпринимателей на ее проведение, участие и… скрылся. Как ни странно, состава преступления в его действиях тогда не нашли. И, похоже, принципом жизни Нурмагамбетова стало простое действие – снять кассу и скрыться. Так что наш проект категорически отказался с ним сотрудничать.
Весь 2012 год в области складывалась парадоксальная ситуация: два благотворительных проекта – «Жизнь на ладони» и Фонд независимый комитет «Содействие» (вы только вдумайтесь в эту словесную абракадабру) – действовали параллельно, не помогая друг другу, а мешая. Вслед за нашими благотворительными урнами, обозначенными телефонами координаторов проекта, фотографией конкретного ребенка, его судьбой, Нурмагамбетов ставил урны либо безымянные, либо с совершенно случайным, но вызывающим жалость лицом. Они росли везде как грибы. И люди бросали в них деньги! Он проводил какую-то лотерею, а потом не сообщал о ее результатах. Негативная информация накапливалась. Некоторые предприниматели звонили и говорили: «Знаете, нас смущает, что у него на все про все один и тот же счет». Вскоре в наших проектах появился общий ребенок – Денис Лещев из Рудного. Пришлось клещами вытаскивать из Казбека, правда, теперь он уже представлялся Русланом, сколько же «Содействие» собрало средств для этого мальчика. От бабушки ребенка мы получили такую информацию: «Если бы вы знали, сколько он нас гонял с письмами, прямо как рабов каких-то. Каждый день вынуждал приезжать в Костанай».
Шло время, фонд «Содействие» постоянно менял свою ориентацию: то он помогал всем больным детям, то кидался спасать только онкобольных. Сейчас понятно, почему этот человек так поступал. Он использовал любое средство, чтобы как можно больше заполучить денег. Дело следствия – выяснить, действительно ли он помог какому-то ребенку. Родители же онкобольных детей – это вообще особый случай. Казбек Нурмагамбетов цинично внушал им надежду даже тогда, когда ее не было. Вскоре после Нового года мне позвонил отец одной девочки, мы уже знали, что она безнадежна. Однако Нурмагамбетов сказал родителям, что то ли в Китае, то ли в Таиланде за ее излечение берутся. Стал собирать деньги на этого ребенка. Через месяц у меня раздался звонок от отца этой девочки: «Представляете, – говорил он, – все урны, на которых была наклеена фотография моей дочери, стоят пустые. Звоню ему – он не отвечает. Мало того что он из каждой собранной суммы снимал для себя по тридцать процентов, так еще и со всеми деньгами исчез». Как потом сообщил нам родитель, Казбека он все же нашел, тот свое исчезновение объяснил так: сломал руку, лечился. Чем же вообще закончилась эта история – не знаю. Мужчина потом на звонки не отвечал. Но вот свежий случай, описанный нашими коллегами – «НГ» за 10 мая 2013 г.: «Казбек Нурмагамбетов исчез с деньгами, которые собирались костанайцами в течение полугода для инвалида второй группы Руслана Кунтазина».
Я не хочу знать, тревожит ли Нурмагамбетова совесть. Честно сказать, просто хочется, чтобы для него наконец-то «нашелся состав преступления» – слишком цинично он себя ведет, слишком много слез и горя за ним. Но, к сожалению, его действия, наверно, сложно подвести под какую-то статью закона – это ведь «просто» обманутая надежда, «просто» убитая вера. Как после этого людям откликаться на зов о помощи? Свое гадкое дело – пошатнул доверие людей – он уже сделал. Но мы будем продолжать свою работу с убежденностью, что одной паршивой овце не под силу испортить все стадо. Еще раз напоминаем: все урны проекта «Жизнь на ладони» снабжены эмблемой, телефонами. Мы готовы предоставить информацию по каждому ребенку, включенному в наш проект. Она размещается и в «КН», и на сайтах: kstnews.kz, jiznkn.kz