С приближением летнего сезона цены на строительные материалы поползли вверх.
Это заметил даже премьер-министр Казахстана Серик Ахметов. За один месяц цена на металл поднялась на 10-12 тысяч, на цемент – на 5-6 тысяч тенге.
– Что такого произошло на этих предприятиях, что у них такой огромный скачок цен? Понятно, что они манипулируют, пользуясь ситуацией на рынке, – возмутился премьер.
– Цена цемента за последние дни действительно выросла на 15-20%, – говорит Александр Корчинский, глава строительной компании «Ирина и К». – Сегодня 50-килограммовый мешок стоит 1300-1400 тенге, а не так давно его можно было купить за 850-900 тенге. Естественно, такой скачок сказывается и на цене бетона, и на цене квадратного метра жилья. Причем рост цен непонятен: вроде бы кризис, отсутствие средств – и производители должны снижать цены, чтобы обеспечить сбыт своей продукции. У нас же все наоборот. Цены на металл, правда, еще держатся – мелкий опт от 120-130 тысяч тенге за тонну.
По идее, металл вообще должен дешеветь – в связи с мировой тенденцией. Аналитики фиксируют падение мировых цен на рынке черных металлов. Причин тому несколько: замедление темпов экономического роста национальных экономик, снижение потребления металлопроката, некоторое перепроизводство по ряду позиций, увеличение выпуска проката мировыми производителями.
Тем не менее в Казахстане «цены на стройматериалы растут, – говорит Серик Ахметов. – В эту цену наши строители не вписываются. Вы завтра не найдете на рынке строителей, которые бы строили за 88 тысяч тенге квадратный метр жилья, то есть менее 600 долларов».
Так что, скорее всего, цена квадратного метра жилья, возводимого по государственной жилищной программе, будет пересмотрена в сторону повышения. Могут ли власти области как-то повлиять на рост цен на стройматериалы? Увы, пока нет, заверили нас в администрации. Потому как нет в области производства данных видов стройматериалов. Пробный пуск завода мелкосортного проката в Костанае состоится лишь осенью. А пуск цементного завода в Рудном и вовсе отложен из-за отсутствия в бюджете средств на создание инфраструктуры. Правда, остается маленькая надежда, что деньги на инфраструктуру найдет сам инвестор.