Объятия маршала Гречко
Паренек из Амангельдинского района был призван в армию в 1970 году. Судьба забросила его в Москву, и на этом не остановилась…
– Вроде бы объявили, что отпуск мне дадут. Но ночью по тревоге всех подняли на медосмотр. Троих отсеяли. Остальным написали в заключении: «Годен для действий в сухом жарком климате». Три недели подготовки было. Разговоры уже ходили, конечно. И когда нас посадили тайно в сухогруз, мы уже знали, куда плывем…
Плыли через Средиземное и Красное моря в Египет. Точнее, в Объединенную Арабскую Республику, в которую тогда входил Египет. Профессор истории, преподаватель КГУ Дмитрий Легкий говорит, что в семидесятые годы там не было активных военных действий. Скорее вооруженное противостояние. Израиль был форпостом США, Арабскую Республику под крыло взял Советский Союз. Америка вооружала Израиль, СССР тайно поставлял оружие, самолеты, учил арабов воевать. Солдаты, которых тайком переправляли на Ближний Восток, носили форму арабских войск, старались не выделяться…
Абдрахман служил в войсках ПВО, был отличным водителем-механиком. За год, который они пробыли в Египте, не убил ни одного человека. Но сам был ранен – дорогу бомбили, и одна из авиабомб попала в машину. Впрочем, это был единственный инцидент. Наш герой, доставляя солдат из точки в точку, умел выйти из-под обстрела невредимым. За что был награжден орденом Воинского долга второй степени. К ордену прилагалась изящная коробочка слоновой кости с арабской вязью-надписью внутри. Коробочки у орденоносцев перед прибытием на родину конфисковали. Ордена, правда, оставили. И справку дали, подтверждающую награду. Но на парад с ней Абдрахман не ходил еще долго. Самая большая почесть, которой он удостоился за год пребывания в пекле, – объятия и поцелуй маршала Гречко. Маршал встречал корабль, на котором прибыли солдаты. И каждого приветствовал лично…
Где же вы теперь, друзья-однополчане?
Сие Абдрахману неизвестно. Потому как обязательство о неразглашении исключало любые контакты с теми, с кем вместе пекли в раскаленном песке яйца и братались с арабскими солдатами в 60-градусную жару.
25 лет он не должен был никому рассказывать о месте своей службы. Запрет был нарушен чуть раньше – во время перестройки, когда Горбачев дал гласности зеленый свет. Именно из того времени у Кабиева есть еще одна награда – грамота, подписанная самим Михаилом Сергеевичем. Из регалий, в общем, все. А что касается материальной стороны, то он приравнен к воинам-интернационалистам. Пособие от государства плюс пособие от области. Примерно 14000 тенге.
– Даже компенсации за ранение мне не положено, – говорит Абдрахман Кабиев. – Тот факт, что я лежал в госпитале, не отражен нигде…
Закон об участниках боевых действий
– Вот уже четвертый депутатский созыв сменился, а предложение все на рассмотрении, – говорит председатель областного ОО «Союз ветеранов Афганистана и локальных войн» Манарбек Султангазин. – Мы давно уже твердим – нужен закон об участниках боевых действий. 20 лет назад ветеранов войн (Отечественной и локальных) было порядка 300000. Сейчас не более 20000. Но закон нужен не только нашему поколению, он должен работать на будущее. К примеру, если молодой боец пойдет сражаться вне рубежей родины (вдруг потребуется), он должен быть уверен – в случае чего государство его поддержит, обеспечит необходимым соцпакетом…
Манарбек Жалелович рассказывает, что на днях у них побывал соратник из Украины. Там «афганцам», по сравнению с нашими, живется лучше. К примеру, бывший солдат-интернационалист получает около 300 долларов. А у нас даже инвалидам по минимуму платят – 5-7 МРП.
Султангазин говорит, что в области наберется более пятидесяти участников локальных войн. Вьетнам, Корея, Ангола, Египет, Венгрия… Закон нужен. Он не просто ратует за материальные блага, он придает человеку статусность, делает его героем, а не малозаметным человеком из толпы. Так считают воины-интернационалисты, но, похоже, не депутаты…
…Сам Абдрахман не унывает – привык к скромной роли. Любит свое прозвище Араб и любит Египет – живо интересуется происходящим там по сей день. Он рассказывает, что первым казахом, который побывал на Ближнем Востоке, был султан Бейбарыс. Абдрахман из того же рода, что и знаменитый первопроходец. И младшего внука своего он назвал именно Бейбарыс. В надежде, что он, когда вырастет, оправится по следам предков – в далекий Египет.