Ровно двадцать минут – и женщины будут уходить на пенсию в 63 года. Редкие депутаты из тех, кто поднял руку «за», после голосования отважились публично извиниться за принятие такого закона. Объясняли тяжелым положением, в котором из-за нехватки средств могут оказаться казахстанские пенсионеры. Сенаторы от Костанайского региона в первые дни после принятие непопулярного в народе законопроекта (документ будет оставаться законопроектом, пока его не подпишет Президент) вообще были недоступны. Хотя накануне высказывались за более мягкие варианты решения проблемы. Но главное – что дальше? Активистки женского движения в Алматы уже подали заявку на проведение митинга протеста. Но понятно: криками на массовых сборищах проблему не решишь. Главным посылом увеличения пенсионного возраста для женщин правительство назвало недостаточные пенсионные накопления. Мол, чем дольше они работают, тем более обеспеченной будет их старость. А кто уже накопил много, могут выйти на пенсию и в 50 лет. Но как быть другим дамам, если они имеют либо мизерную зарплату, либо вообще не имеют работы?
На этой неделе в нижней палате парламента обсуждали, как сделать государственную программу занятости, на которую выделены колоссальные деньги, эффективной? Хотя понятно, что логичнее этот вопрос было бы обсуждать до принятия пенсионного закона.
Мажилисмен Владислав Косарев (один из немногих, кто не поддержал пенсионные реформы) сразу предложил премьер-министру Серику Ахметову пересмотреть «Дорожную карту занятости населения 2020». А его коллега Дарига Назарбаева, выступая на правительственном часе содокладчиком министра труда и соцзащиты, заявила более категорично: «Мы не верим в успех Программы занятости по ряду причин». И назвала главную причину: отсутствие слаженной работы в правительстве между заинтересованными министерствами. Обратив особое внимание на Министерство сельского хозяйства – именно на селе больше всего безработных. По словам Д. Назарбаевой, опыт первых двух лет действия госпрограммы указывает и на межведомственную разобщенность между центральными и местными исполнительными органами. Это тот случай, когда одна рука не ведает, что творит другая. «Спрашивается, для кого вся эта видимость кипучей деятельности?» – возмущалась депутат. При этом за три неполных года на эту программу должно быть затрачено 170 миллиардов тенге! А на 2014-2015 годы планируется выделить еще 200 миллиардов.
Как в таком случае будут пополняться пенсионные счета женщин, мало понятно. Зато профессиональный уровень работы правительства очень хорошо продемонстрировал такой факт. Мажилисмены сняли с повестки обсуждение проекта закона «О ратификации протокола о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25 мая 1992 года». «Не по политическим вопросам», – заметил спикер Н. Нигматулин, а из-за неподготовленности докладчика по законопроекту.
Из законопроектов, которые парламент уже рассмотрел, а Президент подписал, интересен Закон о внесении изменений в законодательные акты по вопросам правоохранительной службы. Он любопытен тем, что для кандидатов, поступающих в эту службу, вводится обязательное прохождение через полиграф. Или, как его еще называют, детектор лжи. Бюджет выделит на закуп полиграфического оборудования и обучение специалистов 259 млн тенге.