Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, которое ратифицировали в Беларуси, Казахстане и России, для простых граждан стран-участников Таможенного союза означает значительное послабление в трудоустройстве на территории друг друга.
Этот документ, который с января 2012 года на правах закона действует в странах ТС, имеет цель – предотвратить незаконную трудовую миграцию, искоренить принудительный труд и обеспечить социальную защиту трудящихся-мигрантов. Так ли это в реальности? На этот и другие вопросы корреспондента «КН» отвечает начальник управления миграционной полиции Департамента внутренних дел по Костанайской области
Кайрат ДУТПАЕВ:
– Многие до сих пор не знают о существовании соглашения по трудовым мигрантам между странами-членами Таможенного союза. В область на работу большей частью приезжают граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Из той же России наплыва трудовых мигрантов никогда не было. Так же, как я думаю, из Казахстана в Российскую Федерацию. А если говорить о Белоруссии, то речь вообще может идти о единицах, в основном, приглашенных специалистах. Однако статистика говорит, что ручеек трудовых мигрантов из России все же растет. За семь месяцев этого года за регистрацией в качестве трудовых мигрантов к нам обратились 234 гражданина РФ. Для сравнения: за тот же период прошлого года – около сотни человек. Замечу, что в основном механизмом трудоустройства пользуются граждане России, которые по тем или иным причинам предпочитают жить и работать у нас. У них здесь есть родственники, мелкий бизнес.
– А если конкретно, что это за механизм?
– Чтобы зарегистрироваться в качестве трудового мигранта, нужно предоставить в течение тридцати дней после пересечения границы (до 30 дней, как вы знаете, регистрация не требуется) договор с казахстанским работодателем. Трудовой мигрант может находиться на территории Казахстана на срок действия такого трудового соглашения. Как правило, на сезон или год. Если у россиянина есть здесь родственники, имеющие статут предпринимателя, они могут составить с ним такой договор на любой срок. Но уже есть примеры, когда и крупные строительные компании принимают на работу мигрантов из России, в частности, из Дагестана. Берут не просто разнорабочих, а специалистов, которых у нас не хватает – профессиональных каменщиков, отделочников. Кстати, это механизм очень хочет «примерить» на себя Киргизия. Но пока это невозможно. Хотя уже существует законопроект о легализации трудовых мигрантов из стран СНГ, с которыми существует безвизовый режим. Однако, по нему, тот механизм, о котором мы говорим, будет действовать лишь для частных лиц. Трудовых мигрантов можно будет приглашать для постройки, например, личного дома, для работы в подсобном хозяйстве. Юридические лица не будут иметь права использовать таких мигрантов. Для них сохранится квота по привлечению на работу иностранных граждан, нужно будет получать специальное разрешение. Это делается для защиты собственного рынка труда.
– А возможны факты эксплуатации иностранных рабочих?
– Трудовые мигранты так же, как и наши граждане, подпадают под действие Трудового кодекса. Контролировать, насколько его положение соблюдается, это задача уже другого ведомства.
– А незаконная миграция в области есть по-прежнему?
– В этом году мы привлекли за нарушение миграционного законодательства иностранных граждан на 17 процентов больше. В том числе 60 работодателей. То есть до идеала еще далеко. Сознание наших граждан, к сожалению, не дошло до такого уровня, когда они показывают свои реальные доходы и исправно платят налоги.
Татьяна Башкатова
Фото Сергея МИРОНОВА