В общем-то, каждый из нас любит справедливость. Нам хлеба не надо – дай только про нее поговорить.
Тем более что порой ничего иного и не остается. Как в песне поется, «разговоры стихнут скоро, а любовь останется…» Или останется неприлично обуженный тротуар, торговые центры, построенные в неположенном месте. Или пристройка к ресторану «Бавария» в областном центре, неприлично вознесшаяся выше всех положенных нормативов. А разговоры? Они и в самом деле стихнут скоро. Посудачат люди, но не век же им про одно и то же болтать… Тем более что никто на них внимание обращать не собирается. Даже представители тех структур, которые вроде бы зарплату получают за то, чтобы действия граждан не выходили, как любят сегодня говорить, за правовое поле.
Вот, к примеру, не далее как в номере «КН» за 22 августа прошел материал Олега Гурского «Опять градостроительный бардак». Молодой коллега прошел по инстанциям и выяснил простую, но странную вещь – пристройка к ресторану «Бавария» являет собой, судя по всему, самовольное строительство. В городской архитектуре открестились – проекта они в глаза не видели. В департаменте архитектурно-строительного контроля тоже сказали, что никакого уведомления на строительство второго этажа «Баварии» не получали, и даже подтвердили опасение журналиста насчет самовольности: «выходит, так оно и есть»…
Если вы думаете, что после выхода публикации в «КН» строители затихли хоть на короткое время, то глубоко ошибаетесь – работать, как показалось со стороны, стали с еще большей энергией. Как вы думаете, почему? Возможно, я человек глубоко испорченный, но ничего другого в мою голову не пришло, кроме известной фразы: «У нас все схвачено, за все заплачено». Кому-то не понятен ход моей мысли? Объясняю: если стройка продолжается после того, как и в архитектуре, и в ГАСК делают удивленные глаза и разводят руками, значит, те, кто стоят за строительством, которое само по себе является вызовом СНиПам, явно чувствуют, что «право имеют». И это не теоретические измышления литературного героя насчет того, «тварь я дрожащая или право имею…» По всему видно, что есть право реальное – поступать так, как заблагорассудится. Поэтому буду очень удивлена, если вдруг по этому объекту пойдут проверки, придут знающие люди и станут замерять, где что нарушено, а после этого объявят вердикт – привести все в соответствие со строительными и прочими нормами.
А ведь еще древние говорили: закон суров, но это закон. Недавно с одной коллегой мы как раз дискутировали на тему «справедливость и законность». И даже пришли к выводу, что справедливость иногда антипод закона. Справедливо ли, что вас облапошили с приватизационными купонами? Вовсе нет. Однако у предприятия, куда вас зазывали в числе многих стать совладельцем, есть теперь один владелец. На вполне законных основаниях. Но, как ни парадоксально, именно закон вносит в нашу жизнь справедливость и равновесие. В том, конечно, случае, если одинаково применяется ко всем. А если, к примеру, один торговый центр (кажется, он назывался «Ясный перец»), который удобно расположился на аллее, снесли, а другой ТЦ, точно так же устроившийся на другой аллее, пощадили, вряд ли у граждан возникнет ощущение справедливости. Или когда на глазах у изумленной публики пристройки к домам, поднимаясь ввысь, пересекают «красную черту», определенную строительными нормами, невольно возникает вопрос: а для чего нам нужна вся эта огромная армия контролеров, которая, похоже, контролирует весьма избирательно?