Костанай переживает бум малых архитектурных форм.
Когда первые скульптуры появились возле казахско-французского центра – это было большим событием. Потом на пешеходной части улицы Байтурсынова возникла целая аллея скульптур – от студента до металлурга. Начиная с 2012 года малые архитектурные формы стали появляться повсеместно – в сквере, возле библиотеки, Школы детского творчества. Из последних событий – в августе возле шахматного клуба и художественной школы установлены скульптуры «Художник» и «Шахматы». Бесспорно, они украшают облик города, только жаль, что они анонимны. Вернее, безличностны.
Историк Арман Козыбаев заметил, что в следующем году исполнится 100 лет известному костанайскому шахматисту А.Г. Уфимцеву. В этом же году исполнится сто лет основателю художественной школы А.И. Никифорову.
– По моему мнению, логично было бы поставить возле шахматного клуба скульптуру Уфимцева, а возле художественной школы – Никифорова. В этом случае, формы имели бы не только эстетическое, но и познавательное, историческое значение.
Широкое появление малых архитектурных форм, вероятно, говорит о том, что производство их в современных условиях стало достаточно простым и быстрым. Теперь, наверное, настало время вновь поднять вопрос о памятниках знаковым историческим персонажам Костаная. Военный губернатор А.П. Константинович как бы ни было имеет право на памятник. В конце концов, именно ему мы обязаны тем, что Костанай появился на своем месте, а не там, где первоначально планировался. Дотошный Константинович тщательно изучил место и пришел к выводу, что оно неудобно «в гигиеническом отношении». Возможно, спас будущий город от эпидемий и болезней.
В музее у нас хранится уникальный дневник военнопленного Сергея Воропаева, уроженца нашей области. Юноша вел его в концлагере Ламсдорф и день за днем оставлял на страницах свою страшную судьбу. Он умер от истощения и туберкулеза в 1945 году, почти сразу после освобождения. Дневник известен – его зачитывали на Нюрнбергском процессе. По нему был поставлен спектакль во МХАТе. Этот дневник сам, как памятник, но и его автор заслужил того, чтобы его видели, узнавали, приносили ему цветы. Осталось несколько хороших довоенных фотографий Сергея.
Под Костанаем была найдена уникальная, таинственная, почти мистическая фигурка, которую назвали «Тобольский мыслитель». О ней знают и восхищаются иностранные археологи. Аркаим и вовсе присвоил эту находку себе. Наш мыслитель украшает типографскую продукцию Аркаима, его фигурки здесь активно продают, и вообще, он как-то незаметно стал одним из брендов древнего поселения. Мы же в это время обладаем фигуркой, но никаким образом не используем этот образ. Многократно увеличенный мыслитель, сидящий на площади, с глазницами устремленными в космос – ведь это готовый символ Костаная, достопримечательность и гордость. Не какая-то чужая или безымянная, бездушная абстракция, а именно наша, с нашей душой, рожденная на нашей земле.
P.S. Ракушечник – популярный материал в изготовлении костанайских скульптур – прекрасно подойдет для «Тобольского мыслителя».