Пока аналитики рассуждали о возможности вступления в Таможенный союз Киргизии и Таджикистана, армянский лидер Серж Саргсян в первые дни сентября поставил всех перед фактом: армяне хотят и готовы интегрироваться в уже состоявшийся Союз Казахстана, России и Белоруссии.
И сразу взоры уперлись в карту – общих границ нет. Армения граничит с Грузией, Турцией, Азербайджаном, Ираном. Население – менее 4-х миллионов человек. Страна – индустриально – аграрная, с динамично развивающейся экономикой. Вопрос, что может нас связать, сенатор Хусаин Валиев считает некорректным, потому что связи между странами ТС и Арменией всегда были многосторонними и неконфликтными.
– То, что нет общих границ, это, конечно, проблема, – говорит Хусаин Хасенович, – но даже Вьетнам оценивает возможность присоединения к Таможенному союзу, в его нынешнем составе. Таджикистан, Киргизия остаются на повестке дня. Подобные перспективы надо приветствовать и продолжать работу с Украиной по этому вопросу...
Но необходимо выдвигать и условия, говорит сенатор. Цена вопроса – стабильность того фундамента, на котором выстраивается ТС. Нельзя менять правила под каждого нового участника. Сформирована законодательная база, утверждены стандарты, тарифы: если хотите в Таможенный союз, принимайте его данности. Но в любом случае, к интеграции нашим странам нужно относиться лояльно, говорит Хусаин Валиев. История показывает, что порой надо «разбежаться», чтобы понять, как важно быть вместе.
Армения газ и электроэнергию получает из России. Но способна толково распорядиться ресурсами. Трудолюбивая, добропорядочная нация, которая умеет ценить дружбу и добрые отношения. Такую черту подвёл сенатор под наш разговор.
Мы продолжили беседу с ещё одним экспертом «КН» – Лилией Саркисян. По её словам, Армения значительно потеряла в минувшее двадцатилетие. И всё-таки армяне сохранили умение вкладывать в свою жизнь содержание, они предприимчивы и трудолюбивы. По мнению Лилии Вагановны, армяне, которые постоянно живут в Казахстане, будут приветствовать данный шаг.
Власти Армении говорят, что вступают в Таможенный союз в интересах своей страны. Но Армения как союзник обязательно будет полезна и другим участникам интеграционных процессов. Это новый рынок, новая продукция, это – новый коридор к другим рынкам.
Есть ли политическая составляющая в желании Армении вступить в ТС? Есть ли у тройки союзников по ТС политические расчёты на будущего союзника? Этот вопрос мы оставим за скобками. Но поинтересуемся, что сегодня производится в Армении? Например, армянский коньяк. Говорят, Уинстон Черчилль предпочитал его всем другим аналогам. А сегодня армяне развивают военно-промышленный комплекс, производят экологически чистые удобрения, занялись электроникой. В Армении разработана стратегия развития промышленности, предприятиям оказывается государственная поддержка. Похоже, что мы идём одной дорогой.