О том, что с газом «я еще наплачусь», теоретически знала давно. Бывалые люди качали головами: мол, долгое это дело, маетное и затратное. Казалось, лучше и не начинать. Оказалось – не казалось…
Представьте: вы уходите на работу в семь часов утра, приходите, самое раннее – в шесть вечера. На улице – минус тридцать. Заходишь в дом и ощущение, что здесь чуть теплее, чем на улице. Топить печь я толком не научилась, то растворителем бумагу смачивала для лучшей возгораемости, то подсолнечным маслом. Переборщишь – вот тебе и домашнее фаер-шоу.
В общем, взвесив все «за» и «против», приняла решение: быть в доме природному газу. Начало процессу было положено еще прошлым летом – в августе я отдала 51 тысячу тенге за подготовку специальной документации: четырех экземпляров проекта внутреннего и внешнего газоснабжения своего жилища. На этом этапе удивила не цена услуг, а время исполнения – вместо обещанных недели-двух, ждать проекты пришлось больше месяца.
Наступил сентябрь. В фирме объяснили: «В конце лета на газ очередь большая, все хотят успеть. Да и «блатных» много, поэтому не все успеваем делать вовремя». Я – не блатная. И когда очередь дошла до моей скромной персоны, наступили заморозки. В общем, зимовала я в своей ледяной избушке без газа.
Вторая часть газовой эпопеи началась для меня в мае уже года нынешнего. Первым делом пришлось переделывать внутренний проект. Согласно старому проекту мне должны были установить обычный напольный газовый котел стоимостью 60 тысяч тенге. Однако я передумала – весь Казахстан нынче переходит на навесные котлы, чем я хуже? Проект был переделан в рекордные 10 дней (это обошлось мне в дополнительные 19 тысяч тенге). Новый навесной котел (вместе с трубой) обошелся в 126 тысяч, счетчик – 7500, весьма средняя газовая плита – 40000.
Я радовалась – все успею, ведь лето впереди. Первым нервным тиком обернулась для меня новость: АО «КазТрансГаз Аймак» временно не согласовывает проекты, по которым проходят навесные котлы коаксиального типа. Это такие котлы, у которых дымоотводы напрямую выходят из стены на улицу. Собственно, этим котел меня и подкупил – не нужно тратить деньги на проведение дымохода на крышу и на услуги жестянщика. Директор ТОО «Достар-09» Дмитрий Шудегов (я сотрудничала с этой фирмой) объяснил: «Отказывать в согласовании таких проектов они не могут, потому что по СНИПам коаксиальные котлы разрешены». А «КазТрансГаз Аймак» и не отказывал. Господа просто не подписывали проекты и все.
В ответе на официальный запрос за подписью директора ведомства С. Макашева пришел ответ: пусть компетентные органы примут нормативно -технические стандарты и инструкции, определяющие порядок установки котлов такого типа, мол, их нет. Замкнутый круг получился – вроде, и запрета на коаксиальные котлы нет, но и рекомендаций к эксплуатации не существует. Тогда почему людей не предупреждают о том, что не следует покупать такие котлы?
Директор магазина «Газовик М» (здесь я купила злосчастный котел) Дмитрий Маслов ответил: «Не было раньше таких проблем. Теперь всем, кто купил такие котлы, меняем на атмосферные – люди-то ни в чем не виноваты». Стоимость атмосферных практически такая же. Но сюда добавляются затраты на услуги жестянщика и проведение дымоотвода на крышу дома. А это плюс 30 тысяч тенге к бюджету и больше месяца потерянного времени. Ко всем тратам добавьте еще проведение подземной газовой трубы – 150 тысяч тенге, услуги экскаваторщика – 25 тысяч тенге, внутренние работы (приварить счетчик, котел и плиту) – 82 тысячи. Лист жести под котел – 1000, переделывание пластикового окна с простого на сложное открывание – 7000 тенге, договор– гарантия на обслуживание котла – 20 тысяч (без него газ вам не подключат).
И вот наступил октябрь. Газа у меня нет по сей день. Почему? В среду, когда я пришла в Затобольский филиал АО «КазТрансГаз Аймак», написать заявление на подключение мне не дали: мол, пишется оно исключительно по вторникам. А в следующий вторник я была, извините, ошарашена – очередь на подключение начиналась с улицы. От людей я узнала, что заявления собираются и в среду (ловко они меня отшили). Отстояв добрых три часа, я оказалась в приемной. Однако нужного человека не оказалось на месте. Пришлось идти сюда и после обеда. Только тогда я получила список кабинетов, которые здесь же должна обойти. И узнала: нужно будет заплатить еще и за подключение, а вот сколько – интрига. На то, чтобы просчитать эту сумму, сотрудникам ведомства необходимо... десять дней. Минимум. Тянуть они могут, сколько захотят, конкретных сроков нет. А когда калькуляция будет готова, еще неизвестно через сколько дней произойдет подключение. И может быть, в этом году его вовсе не случится – ведь скоро заморозки.