Как это повлияет на казахстанцев и повлияет ли вообще? Мы попросили высказать свое мнение начальника управления науки и послевузовского образования КГУ им. А. Байтурсынова кандидата экономических наук Андрея КОВАЛЯ.
– 2019 год нацвалюта начала с антирекорда – 381,64 тенге за доллар. Повторяется сентябрьская ситуация 2018-го. Тогда мы подошли к отметке 381. Сейчас приближаемся к границе, низшей точке за всю историю Казахстана, к январской ситуации 2016-го, когда курс составил 383,91 тенге за доллар. Пока он не преодолен. Но как только будет пройден – барьеров к 400 тенге за доллар практически не будет.
А пока, с сентября 2018 года, ничего не поменялось. Все, как было, так и идет в соответствии с рыночными законами спроса и предложения, ну и, конечно, биржевыми торгами. Валюты многих стран дешевеют. В рейтинге пяти стран с антирекордом по падению курса валют наряду с Сирией, где идет война, и Беларусь, где произошли серьезные корректировки. В принципе, сейчас Казахстан, если смотреть в разрезе десяти лет, находится в устойчивом положении. Конечно, если брать период за годы независимости, то мы сейчас имеем серьезный спад с 4,5-4,75 до нынешнего курса за доллар.
У Казахстана есть проблемы и с банковской системой. Их видят под разными углами. У меня же складывается ощущение, что создается один большой банк, который сосредоточил в себе огромную часть активов всей финансовой системы. А однообразие в любой системе – опасно. Это угроза всей финансовой, рыночной и другим системам. И я думаю, в ближайшее время в соответствии с условиями развития конкуренции с этим будут что-то делать. По правилам, принятым в развитых странах, более 30% ни одна структура рынка не может абсолютизировать. У нас это уже больше половины.
– А как скачки нацвалюты по отношению к доллару могут повлиять на импорт и удорожание импортных товаров?
– Если дорожает доллар, дорожает и импорт, но между тем наши партнеры связаны с партнерами из других стран долгосрочными обязательствами. Внутри каждого контракта устанавливается свой курс, на котором текущие колебания могут и не сказаться. Что касается краткосрочных, то тут повлияет, потому что они привязаны к курсу Нацбанка. Сейчас, кстати, ведут речь, чтобы тенге привязывался не к доллару, а к валюте страны, с которой торгуем, будь то российский рубль или китайский юань. Есть варианты страхования рисков. Самый главный из них – в стране должно производиться от 60% до 80% всего необходимого, чтобы в случае каких-либо валютных или торговых рисков все потребности мы могли удовлетворять сами или за счет наших партнеров, с которыми подписаны долгосрочные обязательства. В целом, хотелось бы предостеречь граждан от панических ожиданий и слухов, а также спекуляций на фоне колебаний валюты.