Здесь можно начать со следующего вопроса - что же представляла собой экономика нашей страны в момент вступления Токаева в должность главы Кабмина?
Сказать, что это был очень сложный период развития экономики значит не сказать вообще ничего.
В наследство от СССР Казахстану досталась разбалансированная экономика, построенная по принципу сырьевого придатка плановой экономической системы. К концу 1990-х годов страна проводила комплекс болезненных реформ, которые были призваны перестроить структуру экономики. Это спровоцировало и резкое снижение объема ВВП, и гиперинфляцию, и все возможные негативные последствия спада.
В дополнение к этому в 1998 году вспыхнул финансовый кризис в Азии и произошел резкий экономический спад в России, названный в истории как «черный вторник». Падение курса рубля к доллару США при сохранении действующих рублевых цен привело к резкому удешевлению товаров из России на казахстанском рынке. Пытаясь поддержать товаропроизводителей, государство сначала ограничивало импорт, но неизбежно пошло на девальвацию тенге.
Негативно отразилось на поступлении валюты в экономику республики падение цен на нефть до 9 долл. за барр. Понижение цен на основные казахстанские экспортные товары привело к спаду ВВП на 2,5%, а инфляция вновь стала расти и достигла 17%.
Казахстан в конце 1990-х годов оказался под критически жестким давлением - тогда казалось, что понадобятся многие годы для перехода на новый уровень развития.
Однако Токаев оказался весьма деловым реформатором - ему было 46 лет, когда он возглавил четвертый состав правительства. И Назарбаев тогда рассчитал все очень верно. Ведь считается, что это самый продуктивный возраст - когда политик еще полон сил и энергии, он готов к переменам и при этом его политический опыт уже позволяет принимать выверенные решения.
Это был очень сложный политический и жизненный экзамен Токаева на роль управленца высшего звена в правительстве. И нужно отметить, что результаты токаевского периода работы говорят о реальном успехе. Это демонстрируют и макроэкономические индикаторы того времени. В 1999 году темп роста ВВП Казахстана составлял 2,7%. А с 2000 года экономика стала демонстрировать энергичный прирост - начав с 9,8%, в 2001 году - 13,5%, и в 2002 году 9,8%. Такая динамика сохранялась до 2008 года и это десятилетие заложило крепкую базу развития.
В 1999 году инфляция составила 17,8% - благодаря действиям правительства - к 2002 году ее удалось снизить до 6,6%. В те годы также удалось обуздать рост безработицы в стране: в 1999 году она составляла 13,5% и с 2001 года (10,4%) - началось ее плавное снижение.
В целом, по данным важным макроэкономическим параметрам видно, что со своим опытом и навыками Токаев выступил эффективным кризис-менеджером и сумел не только остановить спад, но и уверенно вывести экономику в плюс.
Цена на нефть в 1999 году составляла 17,9 долларов, а к 2002 году она выросла лишь до 25 долларов. А резкий скачок стоимости энергоресурсов начался лишь в
2005, достигнув тогда цены в 54,3 долларов за баррель. Тем самым, прямой взаимосвязи увеличения доходов от нефти с ростом экономики того периода не наблюдается.
Формула успеха была другой.
На том историческом этапе в стране продолжилась реализация глубинных структурных преобразований экономики и политической системы. Назарбаеву с командой реформаторов удалось переломить ситуацию и поставить страну на рельсы эволюционного развития и последовательно провести фундаментальные институциональные реформы.
Вообще перед Токаевым и его кабинетом министров тогда встал целый комплекс задач. Реализуя поручения президента Назарбаева, правительство во главе с Токаевым приступило к претворению в жизнь двух амбициозных стратегических проектов, ранее нe имевших прецедента на всем пространстве бывшего СССР.
Первым был перенос столицы из Алматы и строительство совершенно нового современного города. Вторым было переформатирование системы государственного планирования и подчинение его единой цели на несколько десятилетий вперед. Если не брать во внимание масштабность каждого из проектов, то сложность в их
осуществлении добавляло и отсутствие в стране соответствующего опыта.
И Токаев справился с вызовами. Ведь на кону стояла его карьера, его личные устремления, доверие co стороны президента и народа молодого государства. Здесь, думается, оказали большое влияние такие факторы как работа Токаева в 1980-е годы в огромном модернизировавшемся Китае, который перенастроил свою экономику на рыночные принципы. Тем самым, масштабность поставленных задач не пугала Токаева, а лишь расширяла горизонты активности.
Важным был и сильный интеллектуальный бэкграунд премьера, который имел солидные образование и знания, а также был научен быстро потреблять и обрабатывать новую информацию на нескольких языках.
Таким образом, Токаев мог быстро осваивать новые идеи и переводить их в формат реальных прикладных действий. Это именно те качества, как полагал тогда Назарбаев, которые и были очень нужны в быстро растущем молодом государстве.
Под руководством Назарбаева в 1999-2002 годы правительство вело грандиозную стройку в новой столице: Астана превращается в одну большую строительную площадку с тысячами кранов. В то время в новом районе города начал расти монумент «Байтерек», ставший символом столицы суверенного Казахстана. Поэтому можно считать, что контуры своего нынешнего облика город приобрел в тот период. А с 2001 года в столице заработала специальная экономическая зона «Астана - новый город», которая быстро стала центром привлечения иностранных инвестиций в экономику.
Премьер Токаев начал работу в первый год реализации Стратегии «Казахстан-2030». Перед ним стояла сложнейшая задача сделать из концептуального документа -
прикладной. B результате планомерной работы правительства и внесения многочисленных законодательных поправок в 1999-2002 годы произошла перезагрузка системы
государственного управления на базе новых подходов стратегического планирования. По сути, этот стратегический документ сформировал первые контуры идейного каркаса вырабатывающейся «модели Назарбаева».
Вообще тот яркий период можно долго описывать в терминах «первый», «исторический», «новый», «прорывной». Ведь именно такими были многие инициативы и меры, которые принимало правительство.
В Казахстане начала формироваться рыночная экономика. К 2002 году доля малого и среднего бизнеса в экономике превысила 18%, а всего в республике было зарегистрировано около 400 тыс предприятий МСБ, в которых были заняты более 1,6 млн казахстанцев. Таким образом, экономические реформы, начатые еще на заре независимости, стали приносить свои плоды.
Это были и первые годы реализации политики по привлечению иностранного капитала, которую тогда активно начал продвигать Елбасы. И правительство создавало основы для развития инвестиционного климата в стране. На повестке были государственные гарантии сохранности зарубежных вложений, прав собственности, вывоз прибыли и поддержка принципов свободного предпринимательства.
В 1999-2002 годы сформировался как полноценный орган Совет иностранных инвесторов при президенте РК - он обеспечил прямой диалог между правительством РК и инвесторами для оперативного решения проблемных вопросов, связанных с их деятельностью. И здесь весьма пригодился международный опыт Токаева в диалоге с иностранным бизнесом. К 2000-му году эта работа позволила привлечь в экономику страны более 15 млрд долларов, а сам Казахстан утвердился как надежный и выгодный инвест-партнер.
В тот период была реализована новая модель государственной службы, на базе нового закона от 1999 года. Так, впервые было внедрено разделение должностей госслужащих на политических и административных, а также реализовано конституционное право граждан на равный доступ к госслужбе. На тот момент Казахстан первым из всех постсоветских стран приступил к формированию кадрового корпуса госслужащих через открытый конкурс и на принципах меритократии. Благодаря
конкурсному отбору десятки тысяч граждан получили возможность поступить на госслужбу.
Совершенствовалась система социальной защиты населения. Правительство сконцентрировалось на поддержке социально-уязвимых слоев населения, осуществив Программу по борьбе с бедностью и безработицей. В то время начался переход республики от государственной «солидарной» к накопительной системе пенсионного обеспечения (1 января 1998 года был принят новый Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»).
В целом, на период премьерства Токаева выпало первое десятилетие суверенного развития Казахстана. Те годы Назарбаев называл как «10 лет, равные столетию». Все было новым, все было важным. И нужно отметить, что многие инновации того периода действуют и по сей день. Таким образом, можно сделать и следующие умозаключения.
Если смотреть на статистику и различные индикаторы, то можно заметить, что именно с периода 1999-2002 годов произошел переломный момент в развитии Казахстана. Страна тогда сделала очень заметный и мощный скачок по многим направлениям, сумев преодолеть многие ограничения начального периода. Энергичный заряд того периода еще долгое время питал динамику роста республики.
Кроме того, именно в тот период были заложены прочные основы в развитии многих отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, облик которых мы видим в настоящее время. В те несколько ключевых лет шло создание нового Казахстана, с новой столицей и принципами устройства государственности.
Поэтому можно утвердительно говорить, что Токаев стоял у истоков формирования и реализации «модели Назарбаева».
И в целом, то время запомнилось, главным образом, решительным изменением логики развития Казахстана – от построения контуров государственной системы в фарватере постсоветской эпохи к кардинально новым, самостоятельно обозначенным долгосрочным горизонтам. И весь этот колоссальный опыт и позволил Токаеву уверенно стать во главе Казахстана на его новом историческом рубеже.
newtimes.kz