Эта новость отображает яркую тенденцию на рынке ГСМ.
Начало года ознаменовалось забастовками нефтяников в различных регионах РК – в Актюбинской, Западно-Казахстанской, Мангыстауской областях. Работники требовали повышения зарплаты. Далее. Казахстан занимает 8-е место в рейтинге стран мира с самым дешевым бензином. Казалось бы, это не связанные между собой факты, однако в Казахстане рынок горюче-смазочных материалов во многом регулируется государством. Например, в поставках крупнейших добывающих компаний, работающих в режиме соглашения о разделе продукции, имеются прописанные обязательства по поставкам нефти на местные нефтеперерабатывающие заводы. При этом цена этих поставок в 2-2,5 раза ниже закупочных экспортных цен.
Эта ситуация, на мой взгляд, достаточно спорная: экспортные цены «прыгают» в достаточно значимом диапазоне – от 10 до 100 долларов за баррель. Этот метод регулирования подчас заставляет компании работать себе в убыток, он создает диспропорции.
Некоторые считают, что бензин необходимо реализовывать через биржу, в мире цены должны быть одинаковы. Данный подход имеет право на существование, однако уровень жизни в разных странах различный. И для того, чтобы экономика могла развиваться, а люди использовать автотранспорт, бензин должен быть доступен. Поэтому существует необходимость совершенствования рынка через регулирование рыночными нерыночными методами нуждается в корректировке. Однако сказать, что нефтедобывающие компании в целом начинают работать себе в убыток, нельзя. А если люди идут на забастовку, значит, существует еще и определенная диспропорция в оплате казахстанских и иностранных работников. Предполагается, что ее сможет исправить именно переход на биржевую торговлю.
Являясь потребителями бензина, мы очень часто отмечаем: когда нефть скатывается в цене от 100 до 20 долларов за баррель, цена на бензин не снижается. Для сохранения стабильности внутреннего рынка все-таки необходимы механизмы сдерживания. Но, как показывает мировой опыт, часто только рыночные методы регулирования способны обрушивать целые отрасли и даже системы, ведь кризис (спад) – это тоже элемент рынка.
В целом вопрос нужно ставить шире: как научится жить без нефти? Прямая экспансия электромобилей на рынке привела к тому, что компания Tesla имеет капитализацию выше, чем крупнейшие производители автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. К 2025-2030 годам многие сраны Европы откажуется о традиционных авто. Эра углеводородов подходит к концу – это факт. И правительству, и аналитикам нужно думать, как трансформировать отрасль, переориентировать заводы на производство пластмасс и иных материалов, а не цепляться за повышение цен на бензин, который в ближайшее время может уйти в прошлое.
Андрей КОВАЛЬ, директор центра науки КРУ им. Байтурсынова, кандидат экономических наук