Отдаленный аул Кызылординской области. Четырнадцатилетний паренек бежит по степи к бахче. Легкие наполняются свежим утренним воздухом. Полтора километра уже позади.
Это ежедневный маршрут маленького Кайрата. Дядя Онгарбай сказал: «Кайрош! Хочешь стать военным – тебе надо бегать по три километра».
С каждым месяцем мальчишка становился быстрее.
– Аға! А что еще надо? – донимал вопросами Кайрат.
– Надо еще уметь драться, на турнике подтягиваться, – подшучивал родственник.
В поселке была только одна секция вольной борьбы. Тренер посмотрел на щупленького подростка: «Балам, сен не, ет жемейсің бе?»
Ударил гонг. Рефери торжественно поднимает руку бойца в синем кимоно. В микрофон звучит голос главного судьи соревнований: «В весовой категории до 65 килограммов победу одерживает и становится чемпионом Военного института КНБ – Ибраимов Кайрат!!!»
Да, упорство и труд маленького Кайрата дали свои плоды, и он приближался к мечте – стать офицером и быть гордостью отца!
И неудивительно, что его приметили «покупатели» из «Арыстана». С легкостью пройдя все проверочные мероприятия, он в числе избранных выпускников первым зачисляется в элитное спецподразделение КНБ.
Из воспоминаний офицера спецназа.
По характеру Кайрат был компанейский, живой, любил поговорить. Особенно его активность проявлялась в спорте: энергичный, по субботам после кросса в 10 км он обязательно был одним из организаторов матчей по футболу, на которых неудержимо гонял мяч от своих ворот до ворот соперника.
Летом в прикаспийских степях, почти полупустыне, в ходе учебных многодневных выходов Кайрат всегда сам вызывался в дневной патруль.
В ходе одного из таких только с помощью его неутомимости был найден колодец с водой. Сухость, по картам колодцы есть, но большая часть даже не колодцы, а подземные каменные цистерны. Вся вода только та, что взял с собой. Найти источник на ровной, как стол, поверхности полупустыни, без особых видимых ориентиров – это великое дело. Тем более сам найденный колодец представлял собой просто плоскую утоптанную площадку метра полтора в диаметре с отверстием, в которое мы едва смогли просунуть пластиковую бутылку объемом 1,5 литра. Но поднятая вода из этого колодца была, наверное, самой холодной и сладкой, какую мы только пили. Кайрат всегда находил источник воды.
2011 год, август. «Ибраимов, зайди к начальнику!» – крикнул оперативный дежурный. Кайрат поднимался по лестнице и думал: «Я же сейчас на сборах по рукопашному бою. Интересно, что нужно командиру?»
«Ты включен в группу! На сборы 30 минут, едешь в Костанай».
Наконец-то боевой выезд! «Ребята, я с вами!» – крикнул, пробегая мимо загружавших оружие в автомобили товарищей.
Точкой отчета по пресечению наркотрафика стала трасса Аркалыка. Эту операцию поручили Службе «А». Информация по «злодеям» была разной и противоречивой. Но было ясно, что они вооружены и опасны.
В арсенале преступников имелись старые советские карты и средства навигации, передвижение осуществлялось глубокой ночью, с соблюдением конспирации. Преступники использовали старые полевые дороги и объездные пути, которые исключали возможность пересечения с автобанами и дорогами общего пользования.
Боевая группа тщательно спланировала план действий, разделилась на две группы. Одна из них задействовалась непосредственно в захвате преступников, вторая находилась на узловом пересечении полевых дорог ближе к городу для осуществления перехвата бандитов в случае прорыва.
«Голая» трасса давала мало шансов для конспиративных действий, тем более для маскировки группы. А еще все усложняла пасмурная, дождливая и, как сказали ребята, «мерзкая» августовская погода. В такой ситуации однозначно нужна «легенда». Пообщавшись между собой, решили, что лучше, чем легенда «рабочих, ремонтирующих участок дороги», не найдется. А участок, на котором предполагалось засада, соответствует и легенде, и возможности засады.
Истекал предположительный промежуток времени для появления преступников, ребята терпели, хотя обстановка была накалена продолжительным молчанием трассы. Легенда продолжала внедряться в жизнь, а ребята в засаде освоили всевозможные места: это и сточные трубы, и кусты вдоль дороги. В 2 часа ночи небо на горизонте озарил свет фар, затрещали радиостанции с передовой информацией о приближении «злодеев».
Задачей Кайрата на тот момент являлась остановка автотранспорта преступников, он должен был установить шипы на узком участке дороги, между естественным заграждением и остановленным трактором. От его действий зависел исход всей операции.
В автомобильной колонне преступников было две машины: внедорожник высокой проходимости BMW X5 и перевозящий наркотики тентованный УАЗ-«буханка».
В самый ответственный момент, когда колонна уже находилась в непосредственной близости к группе захвата, произошло невозможное – из-за грязи на дорожном покрытии заклинило распорку шипов. Думая только о выполнении поставленной задачи, Кайрат молниеносно ринулся к заградительным шипам и начал с силой дергать их в направлении обратной стороны дороги. Преступники, поняв, что происходит, осознавая последствия своего задержания, направили машину на Кайрата и ринулись дальше.
Будучи уже раненым и не имея способности двигаться, Кайрат своим товарищам по оружию, которые в этот момент оказывали ему помощь, сказал последние слова: «Оставьте меня, найдите их и не упустите».
Он погиб по дороге в больницу.
Прошли годы. К бахче не спеша идет поседевший дядя Онгарбай. Знакомый маршрут. Остановился, прикоснулся руками к одинокому карагачу, всплакнул: «Может, зря я тогда...» А потом его лицо озарила улыбка – по степной дороге бежал парнишка.