При словосочетании «трудовое рабство» многие из нас представляют лишение свободы, физические наказания и всевозможную жестокость. Но что если орудиями для подавления воли может служить не плеть с цепями, а строчки из Священного Писания.
Исключение или тенденция?
История А.Соколова с первого взгляда поражает, но для специалистов в сфере религии она не нова. С просьбой о помощи мужчина обратился в Костанайский центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шаг навстречу». Его руководитель Юлия Калюжная отмечает, что за годы работы в центр обращались десятки казахстанцев, оказавшихся в похожей ситуации. Зачастую работа с ними ведется 24/7 по телефону, ведь многие проживают далеко за пределами нашей области, но они готовы принять любую помощь. Большинство людей стремятся сохранить анонимность, но есть и другие, желающие наказать лидеров религиозных организаций, паразитирующих на человеческой доверчивости. В их числе и Алексей Соколов, который сегодня своими откровениями стремится уберечь казахстанцев от его ошибок.
За новой жизнью в «Новую жизнь»
В разговоре собеседник честно признается, что в его жизни было всякое. В том числе и алкогольная зависимость. От безысходности и в надежде вылечиться он отправился в реабилитационный центр «Новой жизни». Как поясняет А.Соколов в 2007 году, когда начиналась эта история, у организации была хорошая репутация и люди верили, что могут получить там лечение.
- Мне понравилось, что там были добрые люди. Они занимались благотворительностью, это меня привлекло. Например, там кормили бомжей, также была детская столовая, - вспоминает собеседник.
Через какое-то время герой принимает решение стать частью религиозной общины и заканчивает библейские курсы в Алматы. После чего его отправляют по распределению на служение в Павлодар, но фактически он попадает на стройку по восстановлению здания под реабилитационный центр в Павлодарской области. С этой задачей он справляется и становится важной фигурой в отстроенном центре.
В обязанности мужчины входили всевозможные управленческие дела, связанные и содержанием и работой центра, а также взаимодействие с лицами, прибывающими сюда на лечение. Это были алко- и наркозависимые, бездомные и другой непростой контингент. Как вспоминает собеседник, материальных средств даже на банальные бытовые нужны, вроде зубной пасты и бритвы религиозная организация не выделяла. За свой труд он получал мизерную плату, которая оформлялась как финансовая помощь.
- Первые три года я не получал никакой заработной платы, - делится Алексей. - Потом начали выдавать помощь по 15 000 тенге. Потом по 40 000 тысяч, я писал расписки что получил деньги.
При этом, часть из полученных средств Соколов отдавал обратно в организацию в виде десятины, а часть шла на бытовые нужны постояльцев реабилитационного центра. Любые разговоры о повышении оплаты труда заканчивались привычным аргументом лидеров «Новой жизни»: «Это твое жертвоприношение богу». Отказ отдавать десятину в общине было делом постыдным. В ходу было такое мнение – «Если ты не отдаешь десятину, то ты вор». Подобные высказывания пасторы всегда подкрепляли собственными трактовками из Библии.
Алексей Соколов все чаще обращал внимание, как у руководителей «Новой жизни» слова расходятся с делом. Их праздный образ жизни ярко контрастировал с призывами к пастве о сдержанности. Кроме того, здание которое собеседник с другими верующими восстанавливал выставили на продажу, а реабилитационный центр закрыли. Так, постепенно чаша терпения переполнилась. У мужчины растут четверо детей, а сам он стал инвалидом второй группы, поэтому он намерен добиться от религиозной организации возмещения как морального так и материального вреда. В настоящее время судебная тяжба продолжается и Алексей верит, что справедливость восторжествует. Дело осложняется тем, что официально трудовых договоров с ним никто не заключал. Именно поэтому сейчас сложно доказать то, что на протяжении больше десяти лет он работал на «Новую жизнь» практически бесплатно. Подтвердить этот факт могут только местные жители.
Чудо исцеление VS манипуляция
По словам Юлии Калюжной, история Алексея Соколова хорошо иллюстрирует практику получения выгоды религиозным объединением от прихожан любого достатка и социального статуса. Во первых, создавая реабилитационные центры они зарабатывают баллы перед общественностью: «Смотрите люди, мы занимаемся благотворительностью, кормим бездомных, лечим наркоманов и алкоголиков». Во вторых, лица без определенного места жительства, нарко- и алкозависимые, находящиеся в таких центрах - это бесплатная рабочая сила. Им или совсем не платят или выплачивают гроши, часть из которых они отдают обратно как десятину.
- На личных консультациях родственники часто признаются, что на первых парах радовались, что зависимые родные оказались в реабилитационных центрах при религиозных общинах. Однако через какое-то время к ним приходило разочарование. Ведь даже отказавшись от пагубных пристрастий, близкие не возвращались к обычной жизни. Они настолько с головой уходили в религиозное учение, что готовы были годами бесплатно работать на организацию, становились зависимыми от мнения ее лидеров, шагу не могли ступить без одобрения общины. То есть человек просто менял одну зависимость на другую, не о каком чудесном исцелении и речи не идет, - говорит Юлия Амантаевна.
И кошелек и жизнь
Наш герой не первый кто считает, что пострадал морально и материально от представителей «Новой жизни». Скандалы вокруг этой религиозной организации не утихают уже несколько лет. Бывшие прихожане обвиняют лидера объединения Максима Максимова и других пасторов в мошенничестве и присвоении чужого имущества. При этом, находясь за пределами Казахстана Максимов продолжает оказывать влияние на умы последователей вещая на интернет-площадках.
Казалось бы сколько еще нужно сломанных судеб для того, чтобы детище Максимова перестало существовать? Запуганные божьей карой, прихожане и сегодня несут в «Новую жизнь» последние сбережения, а еще отдают самое ценное – жизнь. Алексей Соколов, который буквально подарил организации 15 лет своей жизни на деле обрел только проблемы со здоровьем и психикой, получил финансовый ущерб.
Увы, именно эти категории сложнее всего измерить и обосновать в суде. И все же остается надежда, что в скором времени в нашей стране свобода вероисповедания перестанет быть лазейкой, позволяющей таким организациям как «Новая жизнь» обогащаться за чужой счет.
А если в целом говорить о псевдорелигиозных организациях, то скандалов с ними связанных было немало. Уходить от неприятных вопросов и ответственности они тоже научились ловко - просто поменять название своей организации.