Хозяева несут за это минимальную ответственность. У общества возникает резонный вопрос: «А если следующей жертвой станет ребенок?»
«Пока его поздравляли, его собака поздравляла нас»
Так Людмила Показаньева из Рудного рассказывает о последних часах 2018 года, которые для нее и ее лабрадора Арчи стали кошмаром.
– Вечером 31 декабря мы вышли погулять на наше обычное место. Недалеко от ЦУМа, – рассказывает Людмила. – Помимо нас там гулял мужчина с питбулем. В какой-то момент его пес без намордника и без поводка подошел к нам и стал готовиться к нападению. Я все ждала, когда хозяин даст ему команду отойти. Но этого не произошло. Хотя время было.
Следующие 15 минут Людмила называет мясорубкой. Защищая своего питомца, женщина упала и получила множество ушибов и синяков. Разнимать собак бросился и хозяин питбуля. Но оттащить его от лабрадора получилось, только оторвав последнему ухо...
Людмила сразу же сняла побои и обратилась в полицию. Хозяину питбуля был назначен штраф за нарушение правил выгула – 10 МРП.
– Он приходил, извинялся. Я задала только один вопрос: почему за те десять секунд, когда можно было избежать нападения, он не дал команду своему питомцу отойти от нас? Оказалось, что он говорил по телефону, с Новым годом его поздравляли. А его собака в этом время «поздравляла» нас... Еще сказал, что не надевает намордник своему питомцу, потому что «его жалко». Мол, намордник примерзнет, и ему потом больно его снимать... У меня была выставочная собака, с родословной, Арчи постоянно получал награды. Теперь это в прошлом. Даже гулять дальше нашего двора боимся.
Чтобы справиться со страхами, женщина даже обращалась к психиатру, прошла лечение. А вот подать на моральный ущерб юристы ее отговорили. Мол, не доказуемо.
Не административное, а уголовное
Это уже второй случай нападения собаки на другую в Костанайской области за последнее время. Нашумевший случай возле «Макдональдса» закончился для жертвы мелкой породы смертью. Два алабая в прямом смысле разорвали его. Хозяин овчарок получил наказание – опять же штраф в 10 МРП. И это, судя по всему, максимум для хозяина, который завёл собаку с природными бойцовскими чертами от породы, но плохо ее воспитал. Хоть рви она всех представителей безобидных пород в округе... На чьей же стороне закон, если он дальше штрафа не идет?
Президент Ассоциации по защите животных Inucobo Лилия Сарсенова пояснила нам, что в обоих этих случаях можно было рассматривать дело в рамках уголовного права, а не административного:
– Животное является имуществом, частной собственностью человека. А в Уголовном кодексе есть целый раздел, посвященный преступлениям против частной собственности. Там штрафы уже до 2000 МРП, предусмотрена такая мера, как исправительные работы или ограничение свободы.
Сарсенова также уточняет, что к хозяину собаки-агрессора вполне можно применить и статью «Хулиганство». Потому что собака в случае нападения – орудие. Другое дело, что в Казахстане сейчас на слуху только две статьи, связанные с животными – о нарушении правил выгула в Административном кодексе и о жестоком обращении в Уголовном. Но в скором времени это может быть исправлено.
«Нам нужен общий закон»
Сейчас казахстанские зоозащитники во главе с Лилией Сарсеновой занимаются разработкой концепции законопроекта «Об ответственном отношении к животным». Активисты намерены выйти с ним к депутатам Парламента РК.
– Сегодня статья «О жестоком обращении» практически не работает, – говорит Сарсенова. – Сложно доказать и факт жестокого обращения хозяина к собственному питомцу, который является его имуществом. Мы хотели бы добавить в это понятие и выброс потомства, и оставление без ухода и лечения. Потому что это тоже жестокость. Нам очень нужен закон, который будет охватывать разные аспекты, связанные с животными.
Председатель костанайского ОО «Надежда плюс kst» Александра Лебединская настаивает и на том, что в Казахстане необходима регистрация собак крупных пород, а их владельцы должны проходить курс «Управляемая городская собака».
– Есть еще один момент. У нас всякий, у кого есть разнополые собаки, кричит, что он заводчик и у него питомник, – говорит Лебединская. – Нередко это или мама с сыном, или брат с сестрой. Следствием такого имбридинга являются психологически нестабильные животные с физическими отклонениями.
Возможно, последние громкие случаи заставят законотворцев обратить внимание на эту тему.