Факт установлен
На недавнем заседании Совета общественного согласия областной Ассамблеи одним из самых горячих вопросов стал именно этот – ядовитые склады. «В течение прошлого года на заседаниях мы заслушивали информацию по вопросу состояния этих складов от департамента экологии, – рассказала Бибигуль Аккужина, зав. секретариатом областной АНК. – Его специалисты подтвердили: да, факт установлен – в поселке Некрасовка Денисовского района, в селе Докучаево Алтынсаринского района и в селе Тургеневка Житикаринского района такие склады с устаревшими пестицидами есть».
По поводу утилизации ядохимикатов совет обратился в Костанайское облуправление сельского хозяйства. Там ответили, что этот вопрос не входит в их компетенцию. Следующей инстанцией стала областная территориальная инспекция Комитета госинспекции в агропромышленном комплексе Минсельхоза РК. Его представитель на заседании и попытался разъяснить ситуацию.
– По устаревшим пестицидам, расположенным на территории Докучаево, уже ведут работы по их размещению на длительное хранение на полигоне-могильнике ТОО «Шаруа» по линии бюджета Костанайской области, – отметил Нурлыбек Сатубалдин, руководитель отдела Госинспекции по защите растений. – Что касается емкости с пестицидами в Тургеневке, то решением Костанайского горсуда ядохимикаты признаны бесхозными и поступили в республиканскую собственность для дальнейшего захоронения. А вот по складу в Некрасовке ситуация другая: ещё в сентябре 2013 года представители нашего денисовского отдела направили письмо на имя прокурора этого района. В том же месяце его постановлением была возбуждена проверка по данному факту. Однако по неустановленной причине проверка не завершилась. Ситуация осталась прежней...
Заговариваем, а не решаем…
«Второй год ищем выход, – возмутилась Аккужина, – и теперь для решения вопроса должны приглашать представителей акимата?! Глава государства недавно говорил, что, к сожалению, мы заговариваем, а не решаем проблему».
Такой вывод напрашивается сам. Ведь, пока одна за другой структуры ссылаются на то, что от них мало что зависит, склады с ядом влияют на качество почвы, а значит, и на экологическую ситуацию в области. Споры за столом совета разгорелись нешуточные.
– Вообще, это катастрофа! – отметил Багитур Дандыбаев, член Совета АНК. – Вдоль берега реки Тобол я знаю каждую деревню, около 20 сел. Так вот там сейчас от 10 до 15 тонн старых ядохимикатов. Когда проходит дождь, в любом из этих сел стоит не запах тополя, как в детстве, а запах гербицидов. Самое страшное в том, что ядовитая вода стекает в тот же Тобол и её пьют все жители Костанайской области плюс россияне-курганцы.
Понятно, что вопрос в один день не решается. Если склады бесхозные, то они должны стать собственностью республики по решению суда, а затем и республиканский бюджет берет на себя их утилизацию.
– Вопрос: кто обратится в суд? – вмешалась в разговор Агайша Нурлумбаева, судья, член совета. – По Закону о местном госрегулировании, это делает аким района. Обращается в местный суд и разрешается проблема в пять минут. Такие прецеденты были. Чтобы не заговаривать проблему, надо решать ее одним действием. Исковое заявление в особом порядке направляют в районный суд о признании объекта, источника повышенной опасности, бесхозным и передаче его в госсобственность. Вот и всё. Не понимаю, почему так долго это не решалось?! Порядок действия прост: решение суда о захоронении должны исполнить в два месяца, а если это источник повышенной опасности, то гораздо быстрее – за 10 дней.
Члены Совета АНК теперь решили выяснить и другое: почему прокуратура не доделала свою работу, ведь ещё в 2013 году имела право обратиться в суд о признании складов бесхозными, но спустила это на тормозах...
Фото автора