В отличие от рудничан, они не производители, а перекупщики российской лапши. Процесс завершился перемирием, но остались вопросы: это первая ласточка торговой войны на продуктовом рынке или пример двусмысленности международных договоров Евразийского союза?
Суд шел долго – тема для нашей Фемиды во многом новая. А это дело и вовсе прецедент. ТОО «РОСТ-5» из Караганды и ТОО «Торговый дом «Улан» из Алматы обратились с иском в Межрайонный экономический суд Костанайской области с просьбой считать претензии рудненской компании на исключительность права продаж «Доширака», цитируем: «актом недобросовестной конкуренции».
Диспозиция битвы за лапшу (и ряд других блюд быстрого приготовления) под торговым знаком «Доширак» следующая. Карагандинская и алматинская фирмы – официальные дистрибьюторы московских и рязанских заводов, которые производят «Доширак». И у этих российских компаний есть лицензионный договор с владельцем торгового знака «Доширак» – южнокорейской компаний. В свою очередь, рудненский завод также заключил договор с компанией из Сейшельских Островов – тоже владельцем торгового знака «Доширак». Два владельца знака – такое в мире бывает. Причем рудничане заключили договор в 2003 году, а их российские коллеги пять лет спустя.
Позиция алматинской и карагандинской фирм: они закон не нарушают и вправе торговать российским «Дошираком», а претензии рудничан в различные инстанции – попытка ограничить в этих правах. Позиция рудненского ТОО: фирмы-импортеры не спросили у него согласия на торговлю «Дошираком».
Не вдаваясь в юридические тонкости, можно сказать, что в этом споре видна законодательная коллизия. То есть в Договоре Евразийской экономической комиссии есть две статьи, которые, по сути, противоречат одна другой. Они касаются исключительных прав на использование торгового знака на территории Евразийского союза. В одной статье написано, что товар, произведенный в странах ЕАЭС, может свободно продаваться во всех государствах этого Союза. В другой – никто не вправе использовать торговый знак в одной из стран ЕАЭС без разрешения его местного правообладателя. В Казахстане право на знак «Доширак» зарегистрировано в Минюсте за рудненской компанией. И она не давала добро другим фирмам на его использование.
Судебный процесс конфликтующие завершили мирным соглашением. Правда, это не точка, а запятая.
– Перемирие нужно для того, чтобы дальнейшее разбирательство продолжить на международном уровне – в Евразийском экономическом суде, – прокомментировал «КН» директор ТОО «Доширак-Казахстан» Азамат Нургазин. – Никто в той же России не хочет видеть нас как производителей. Все видят нас только как рынок сбыта. Подобные вопросы возникали и у наших кондитеров. Но это дело в суде стало первым.
Кстати, по данной теме недавно откровенно на пресс-конференции в Минске высказался президент Беларуси Александр Лукашенко: «Есть моменты, которые вообще не должны были присутствовать после подписания этих документов (о ЕАЭС. – Прим. авт.). Эти войны, как вы их называете в СМИ: молочные, мясные, конфетные... Этого быть не должно, как это происходило совсем недавно, и мне приходилось на высоких тонах решать этот вопрос».
Мы продолжим тему.