Есть вопросы
Тему обсудили на Общественном совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при «Атамекене». Напомним, цены установили (постановление акимата области) 9 сентября. Одновременно определили доминирующие предприятия на соответствующем рынке.По информации начальника отдела Палаты Каира Айсина, к ним поступило обращение сразу нескольких крупных торговых фирм, в том числе супермаркетов «Астыкжан», «Солнечный» и других. Предприниматели не согласны с расчетами предельных цен на социально значимые товары. Что это за цены? Капусту можно продавать по 88 тенге за килограмм, картофель – по 183, морковь – по 267, лук – 85 тенге, масло подсолнечное – по цене не свыше 725 тенге за литр, сахар-песок – по 285 тенге за килограмм. Иначе – наказание. Предприниматели понимают, что для населения это важно. Но есть несколько «но».
Во-первых, закупочные цены могут не позволять торговать по установленной стоимости. Потому что порой она даже выше пороговых значений. Предприниматели называют закупочные цены: капуста – 100 тенге, картофель – 140, лук – 85 тенге за килограмм, сахар – 290 тенге, масло подсолнечное – от 695 до 943 тенге за литр. Справедливости ради заметим: на рынке литр масла сейчас можно купить и за 650 тенге, правда, только одной торговой марки. Как отметила представитель супермаркета «Бородинский», дотаций при этом нет. Возможности развиваться – тоже. Многие могут погореть. По словам предпринимателя, при этом для производителей никто предельных цен не устанавливал.
По мнению юриста супермаркета «Солнечный», корень проблемы еще и в том, что процедура согласования предельных цен на социально значимые товары забюрократизирована, растянута. Она занимает дватри месяца. А закупочные цены за это время поставщики могут поднять.
Давайте думать
Было высказано мнение: продавать по установленным ценам малоимущим. Но в таком случае местные власти должны составить соответствующий список. Иначе как работникам торговых точек распознать – малоимущий человек или нет.Встал вопрос и по сотрудничеству предпринимателей с СПК «Тобол». Однако бизнесмены заявили, что и цена, и качество овощей там вызывают вопросы. Есть и еще одно опасение. Мелкие магазины, которых ни к чему не обязывают, могут попросту скупать товар в супермаркетах по предельным ценам, а потом у себя делать накрутку. Это называется спекуляцией. Так уже наблюдалось с сахаром.
Были вопросы к замруководителя управления сельского хозяйства облакимата Толеутаю Ержанову по членству в спецкомиссии, которая обсуждает предельные цены на социально значимые товары. По информации Ержанова, 40 процентов членов комиссии – представители бизнеса. Те, кто участвовал в разговоре на заседании Совета по защите прав предпринимателей, полагают, что ее состав надо увеличить. Председатель Совета Владимир Шакун вообще задался вопросом, насколько у нас рыночная экономика, если 11 членов комиссии определяют цены?
– Административными мерами поднять экономику невозможно, – заметил он. – Мы можем просто не увидеть на прилавках тех товаров, которые нужны. И тогда снова будем думать, как снять социальное напряжение.
Подливают масло в огонь департамент по защите и развитию конкуренции, другие уполномоченные госорганы. Они запрашивают в тех же супермаркетах многочисленные данные, по сути, перекладывая на них свою работу по анализу товарного рынка. Об этом тоже говорили на заседании Совета по защите прав предпринимателей.
По словам Владимира Шакуна, реализация по установленным предельным ценам сегодня законна. Но если у бизнеса есть вопросы, надо над ними думать.