Сюда стекаются звонки на номер 103 практически со всей области.
Один за всех
Реорганизация началась с этого года. Задача – слить в одну службу разрозненные и разбросанные по районам и городам скорые. Теперь в одном месте принимают все звонки в скорую со всего региона, а потом перераспределяют. Как работает в реальности этот механизм и насколько он эффективен прежде всего для пациентов? Мы побывали на месте.
Первое, что бросается в глаза: в большом просторном кабинете call-центра уютно. Комнатные цветы, спокойный охлаждающий дизайн в синих тонах... Диспетчеры в наушниках с микрофоном принимают звонки, уточняют имя, адрес, руки быстро порхают по клавиатуре, забивая данные в базу. Затем определяют категорию срочности вызова. Срочная – выезжает бригада скорой помощи, не срочная – бригада неотложки из поликлиники, к которой пациент прикреплен.
Принятый вызов для скорой помощи передают диспетчеру направления. Тот, ориентируясь на показатели GPS, определяет бригаду, которая ближе всего к месту, и передает вызов ей. И, конечно же, диспетчеры отслеживают отработку каждого адреса. В принципе механизм тот же, что и раньше. Один временный минус: география стала шире. Но есть и плюс – открытие неотложек при поликлиниках.
– Открытие неотложек в костанайских поликлиниках разгрузило работу скорой, – говорит главный врач областной станции скорой неотложной медпомощи Ирина Штейгервальд. – Если еще в прошлом году в среднем в день регистрировали 358 вызовов, то за последний месяц – 265.
Кстати, на очереди открытие неотложки в поликлиниках Рудного и Аркалыка.
Перегрузок нет
Пока в call-центре пять диспетчеров на приеме и два диспетчера направления. Один курирует Костанай, другой – Рудный и остальные направления. В новой системе пока не все. Подключены города Костанай, Рудный, Житикара, Аркалык и районы – Карабалыкский, Федоровский, Аулиекольский, Костанайский. Войдут ли остальные до конца года – зависит от финансирования.
– Когда обновленная служба заработает в полном объеме, – объясняет Ирина Штейгервальд, – у нас будут регулярно работать 12 диспетчеров для службы скорой помощи, один – для службы санавиации. Это подразделение войдет в областную станцию скорой неотложной медпомощи. Если вызовов станет больше, возьмем третьего диспетчера направления.
Врачей не останется...
В будущем скорая помощь и вовсе оденется в европейские одежды. И выезжать «103» будет лишь на вызовы 1 и 2 категорий срочности. Высокая температура, порез на пальце, боль в горле, ОРВИ – это неотложка поликлиники. А вот ДТП, человек перестал дышать, потерял сознание – это прерогатива скорой. Врачей со временем в службе скорой не останется. Они пройдут специализацию и уйдут работать в поликлиники, больницы. Появится новая специальность – экстренный доктор.
– Нигде в мире, кроме постсоветского пространства, в скорой не работают врачи и фельдшеры, – объясняет Штейгервальд. – Со временем и у нас не будет фельдшеров, только парамедики. Как на Западе. Каждый будет заниматься своим делом с учетом своей подготовки. К этому всем надо привыкнуть.