О важности сохранения семьи и как примирить супругов на стадии развода говорили в Костанае на семинаре «Диверсификация компетенций консультанта в разрешении конфликта». Его организаторами выступил «Союз кризисных центров» и «Центр поддержки гражданских инициатив». В тренинге участвовали судьи, специалисты ЗАГСа, медиаторы. Международный тренер медиатор НП «Национальная лига Медиаторов» г. Москва Юрий Капштык рассказал, когда надо спасать семью, а когда усилия уже напрасны.
- Юрий Николаевич, какова «первая помощь» при разводе?
- Будь вы медиатор, или судья, или психолог первое необходимо задать вопрос супругам: возможно ли сохранить семью?
И если хотя бы один из них ответил да, стоит взяться за работу.
- На тренинге Вы подробно рассказываете о стадиях семейного конфликта, уделяете внимание деталям различных ситуаций. Почему?
- Детали – это наша жизнь. Если вы понимаете, что происходит, то можете управлять процессом. Почему в старину ценились печники. Они обладали уникальными знаниями, знали, например, где в печи сходится центр силы. Если выбить в этом месте два кирпича, вся печь рухнет. Поэтому детали, очень важны особенно в таком процессе, как развод.
- И каковы эти детали?
- Во-первых, важен возраст семьи. Формула 3-7-14-20 это кризисные моменты. Впервые годы идет перестройка ценностей, адаптация друг к другу. Здесь большую роль играет родительский опыт построения семьи. Молодые, как правило, буквально копируют его.
Это необходимо учитывать, тем, кто начинает работу с семьей. Тот же участковый инспектор полиции, приходя на заявку о семейном скандале обладая этими знаниями, уже может оказать помощь в такой ситуации. Посоветовать обратится к психологу или к семейному консультанту. В дальнейшем уже специалист начинает целенаправленную работу.
Как правило, кризис трех лет совпадает с первой стадией семейного конфликта.
Помните фразу: - «Мне же мама говорила, не выходить за тебя замуж» и.т.д. Начинаются взаимные претензии. Что делать? Здесь важно грамотно выстроить процесс переговоров и важно учить супругов слышать друг друга и не создавать минное поле.
-Минное поле - это вторая стадия конфликта?
-Да, это когда закладывается прочные механизмы манипуляции. Не желание, а скорее не умение выстраивать коммуникацию, приводят к тому, что раздражение выходит из-под контроля и мужчина может ударить женщину. Первое, что возникает в этом случае, это чувство вины у мужа, которое легко начинает эксплуатироваться женщиной. Ударил раз и поездка в Турцию, два – новая шуба. А третий раз – тяжелые увечья или того хуже.
В этом случае опять же играет большую роль родительская семья принято-непринято делать. Сегодня психологи говорят, что хорошо бы закон ассиметрии работал чаще. Отец пил, а я принципиально не буду.
- И что делать если дошли до второй стадии семейного конфликта?
- Женщине необходимо поставить условие, если ударишь еще раз, я обращусь в полицию, или потребую развод. Но обязательно надо быть последовательной, если обозначили границы, четко следовать им.
Если же только угрожать такими действиями, чувство безнаказанности порождает уже более серьезные действия, которые и выражаются в виде семейной тирании и тому подобных вещей.
- Вы проводите тренинги по медиации в разных регионах Казахстана, Костанай чем запомнился?
- Да, в разных регионах я провожу тренинги для разных специалистов. В том числе для участковых инспекторов полиции и сотрудников ювенальной полиции. В Костанае начал работу проект «Открытие Центров ресурсной поддержки семьи при семейных судах «Бакытты отбасы». Он направлен на оказание психологической помощи супругам, инициирующим развод, на протяжении времени, которое предоставлено для примирения. Поэтому основными участниками тренинга стали судьи. Я увидел профессионалов своего дела, которые болеют за него душой. Все делились практическими ситуациями, велась активная дискуссия. Для меня был интересен опыт ювенальной и уголовной медиации.
- Институт медиации стал уже привычен для нас и все же насколько важно его использование?
- Я отвечу так - профессия будущего это программист- переговорщик. Программист поскольку технический прогресс идет семимильными шагами, а переговорщик, поскольку важность коммуникации еще никто не отменял. Мы сейчас выражает свои чувства одним смайликом. Мы не пишем, мне грустно, или я плачу, или я огорчен. Просто смайлик. Так и до клинописи не далеко. Мы разучились говорить по-настоящему о том, что важно для нас, разучились слышать рядом живущего человека. А это очень важные вещи. Поэтому медиация, как средство коммуникации сегодня выходит на первый план.
Елена Кашарина