Моё!
Даже для онлайн-интервью поймать этого врача было непросто. Еще бы, если раньше был режим «до обеда приём в кабинете, после – обход пациентов на дому», то сейчас обход растягивается до позднего вечера. В августе будет год, как Айсулу КОЙШИНА начала работать в практическом здравоохранении. За ее плечами Карагандинский мединститут и практика в стационаре. После учебы вернулась в родной город.
– С детства знала, что буду врачом, – говорит девушка. – Думала, стоматологом, примеряла на себя, пока училась, и профессию акушера-гинеколога. Но на пятом курсе поняла: моё – терапия. И вот я участковый терапевт.
Только Айсулу влилась в коллектив поликлиники, как грянула коронавирусная пандемия. Нагрузка увеличилась. Сегодня она просто не знает, во сколько придет домой. Бывает, и ближе к двенадцати ночи открывает двери квартиры. Падает от усталости. В такие моменты не до еды, не до общения. Надо максимально быстро восстановиться. Айсулу признается, что работы стало раз в пять больше. И во столько же раз увеличилась агрессия людей.
Лечить словом
– Сначала пациенты не верили в коронавирус, – признается терапевт. – Почти каждый прием несколько месяцев назад начинался с этих слов. Скептицизм и полное пренебрежение санитарными правилами привели в том числе к росту заболеваемости в регионе. Теперь люди испугались по-настоящему за свою жизнь. Стали агрессивными, требовательными. «Вы обязаны, должны, давали клятву Гиппократа», – слышим на каждом вызове. Все требуют к себе повышенного внимания. Если раньше с симптомами кашля, заложенностью носа люди даже не обращались к врачу, сегодня на фоне пандемии сразу возникает паническая атака. Есть простудные заболевания, не имеющие отношения к коронавирусу. Многие не понимают этого и требуют взять мазок на COVID-19. Но показаний нет. Объясняем. Раз за разом.
Психосоматика, признает терапевт, тоже играет большую роль.
– Настрой пациента во время любой болезни важен. Позитивный человек, давно заметили врачи, легче переносит заболевание. Недавно был случай, – вспоминает доктор. – Приехала на вызов. Женщина в слезах: «У меня все симптомы коронавируса, пришел мой день». Оказалось, вычитала симптомы на каком-то форуме в Интернете и нашла их у себя. Я ее успокаивала, ведь врач, как нас учили, не только лекарством лечит, но и словом. К слову, у нее была простая ОРВИ. Когда я уходила, она улыбнулась. Надеюсь, будет отныне слушать специалистов, а не советчиков в Интернете.
Обращаюсь ко всем пациентам: не назначайте сами себе антибиотики! Многие, вычитав, что при коронавирусе используется азитромицин, при малейшем насморке начинают его пить. На всякий случай. Но безосновательный прием антибактериальных препаратов формирует мультирезистентность организма (устойчивость к лекарству). И потом, когда человек заболеет тяжелой формой пневмонии, этот антибиотик не поможет.
Тяжело. До слёз
Участковый терапевт Койшина работает в экипировке. Даже в аномальную жару по адресам ходит в противочумном костюме, перчатках, маске, защитных очках. Тяжело? Не то слово. Признается, что иногда даёт волю слезам, приходя домой.
– Я ещё не закалённая, как врачи с большим стажем, – признается Айсулу. – Эмоционирую. Сама себе дома провожу психотерапию. Говорю: ну ты же мечтала быть врачом, надо идти, не боясь, по выбранному пути. Несмотря ни на что. Это неоценимый опыт. Родители поддерживают. А еще, выходя от пациентов, порой слышу вслед: «Берегите себя. Вы наше будущее». И откуда-то вновь берутся силы, чтобы не сдаваться, не опускать рук и любить свою профессию.
Фото из архива А. КОЙШИНОЙ и Сергея МИРОНОВА