О нюансах работы за годы Независимости говорим с заместителем руководителя департамента санэпидконтроля Костанайской области Владимиром Нечитайло.
Сейчас есть фора
- Владимир Семенович, реорганизаций на долю санэпидслужбы выпало немало. Это дало положительный эффект?
- Я в этой службе работаю уже сорок лет. На моих глазах происходили эти перемены. Возникла необходимость другого подхода к проведению и организации контроля за объектами, которые ранее были государственными. Затем изменили статус на частный. Есть определенные позитивные сдвиги за последние десять лет в нашей области. Например, отремонтировали практически все здания санслужбы во всех районах и городах. Поменяли мебель, обновили оргтехнику.
Специалисты в работе используют 15 программ. По мониторингу, по документообороту. Благодаря цифровизации информирование, обмен данными стал быстрым. Изменения претерпели и наши саннормы и правила. С одной стороны, сократились по объему. Стало проще работать и предпринимателям, и хозсубъектам. С другой стороны, нормы стали жестче. Конечно, пандемия вносит коррективы. Но сейчас алгоритм четко расписан.
- Проверки сегодня лояльнее, чем в советское время…
- Каждый предприниматель, болеющий за свой бизнес, должен держать соответствующую марку. Случай отравления - и он потеряет клиента. А значит, и прибыль. Но знаете, что интересно, проверки минимизировали, требования сократили, а групповых массовых отравлений стало меньше. В советское время в год санврачи регистрировали по два-три крупных массовых отравления — от нескольких сотен до тысяч пострадавших. Сегодня, если и фиксируем случай, то раз в два-три года с пострадавшими человек 5-7.
По моему мнению, раньше была верная форма работы санврачей - проведение проверки без предварительного уведомления. Сегодня мы обязаны за месяц уведомить. Предпринимателям дается некая фора, чтобы подготовиться. Не подготовился - получи штрафы. Но такая проверка действительной картины, как объект работает каждый день, не отражает. Некоторым проще заплатить штраф, чем вложиться в требования безопасности.
Не доходят…
- Работа санврача специфическая. Приходят новые кадры в вашу сферу?
- В республике санслужба укомплектована на 80 %. В нашем регионе — на 85%. Дефицит мы закрыли, благодаря непрофильным специалистам — юристам, экономистам. Но потребность остается. Каждый год специалисты уходят на пенсию, уезжают... Если раньше в карагандинском мединституте выпускали в год до 300 эпидемиологов, то сегодня в лучшем случае 40-50 человек. Причем, многие из них к нам не доходят, выбирая лечебную сеть, бизнес... Это сегодня санслужба из-за пандемии приобрела большую значимость. А раньше были на втором плане: инфекционная заболеваемость снизилась до минимума, массовых вспышек нет.
- Как планируете решать кадровый голод?
- С этого года увеличен набор на санитарно-гигиенические факультеты медвузов. Обещают довести выпуск до 300-400 человек. Но придут специалисты через несколько лет. А врачи-эпидемиологи нужны уже сегодня. Наши врачи итак работали без выходных больше года. Не жаловались, ничего не требовали. Понимали: есть необходимость.
- Возможно, стоит стимулировать будущих санврачей как медиков - квартирами и подъемными.
- Наша служба находится на республиканском бюджете, медики - на областном. Даже если глава области захотел бы выделить жилье для эпидемиологов - не положено. Такая ситуация во всех регионах. Нашу службу вывели из областного бюджета, чтобы мы ни от кого не зависели и подчинялись только комитету…
«Корона» останется с нами
- Самый актуальный вопрос - когда закончится пандемия?
- Честно, не знаю. Вирус останется, будет циркулировать. Даже если разработают самые высокоэффективные прививки. К примеру, вакцина от кори дает стопроцентную гарантию не заболеть, но мы регистрируем случаи заболеваемости. Кто-то не вакцинировался, у кого-то медотвод, где-то нарушили условия хранения вакцины. Нюансов много. А вакцина от КВИ не исключает риск заболеть. Но смертности среди привитых практически нет. Парадокс: государство тратит огромные деньги, а люди упорно сопротивляются…
- Если вы говорите, что вирус продолжит циркулировать, то и ограничения останутся?
- Предполагаю, что вакцинация пройдет и ограничения снимут. Все-таки благодаря прививочной кампании сформируется иммунная прослойка. Ограничения мы вводили, чтобы медицина не захлебнулась от количества заболевших.