Когда прошлый год подошел к концу, я мысленно перекрестился и подумал: ну, вот, наконец-то этот кошмар позади. С болезнями, потерями, закрытыми границами. Новый год всяко лучше будет.
А вышло сами знаете как. Только, было, собрались отмечать Рождество, и нате вам, толпа на улицах, праздник наоборот. Как ни назови эти события, а все плохо. Трагедия — вот имя им. Говорить, что ничего подобного не ожидали, тоже нельзя. Напряжение давно словно висело в воздухе. Ковид, локдауны, потеря работы и доходов сгустили атмосферу не меньше той жары, что стояла все лето. В автобусах, на рынке, в больничных очередях по каждой мелочи вспыхивали перепалки.
Я не очень любил Алматы, хотя пять лет жил и учился там. Может, потому и не любил, что Костанай был роднее. Но был он все равно по-своему уютным городом, со своим шармом и остатками еще казачьего поселения по имени Верный. У меня там полно родственников и друзей, в памяти старый мой универ напротив консерватории, ухоженные сады, богатые рынки. В студенческие годы они кормили нас почти что даром. И вдруг такое.
Это не забудется, но очень хочется, чтобы оно скорее ушло в прошлое. И в памяти остались не жуткие кадры из Алматы, а наши добрые женщины, которые выходили на улицу и поили горячим чаем омоновцев. Они ведь конкретно мерзли в эти холодные январские дни, и чай из термоса был очень кстати. Что будет после, как дальше жить станем? Я не пророк, но буду, как обычно, надеяться на лучшее. И традицию соблюду, имея в виду новогоднюю ночь, которую всегда ждешь как праздник.
Это ведь тоже событие, со своими надеждами и детской верой в волшебство. Как будто и впрямь в эту ночь «все случится» и начнется какая-то новая жизнь. Передач было много, и все праздничные, но смотреть было, на мой взгляд, скучно и нечего. И на наших каналах, и на российских. Человек, который называет себя поп-королем, блистал и переливался павлиньими нарядами повсюду. Наверное, у него много поклонников и в таланте никто не сомневается. Но, даже не зная, что ждет нас через несколько дней, все эти ужимки показались настолько нелепыми, что я просил переключиться. Особенно поразило, если кто помнит, шоу с маской, под которой надо было угадать актера или певца. Чем-то это мне напомнило эпизод из старого дворянского романа. В котором боевые, понюхавшие пороха офицеры, приехали в гости, на бал, и попали в оборот к юным дочерям знатного хозяина.
Барышням, конечно, хочется по младости лет порезвиться, и вот эти бойцы, громившие недавно вражескую армию, снисходят и включаются в игру. В фанты, как тогда было принято, или в «угадай город», как было придумано позже. Детская наивная забава выглядит мило, но несколько глуповато, когда ею, гремя амуницией, занимаются взрослые серьезные люди. Сначала и мне было любопытно у телевизора, но потом стало просто скучно. Да какое мне, в принципе, дело, кто там скрывается под маской, которая выполнена, признаю, искусно и с выдумкой? Странно было наблюдать, как талантливые люди, и даже не очень подходящие под категорию «шоу-биз», изображают детскую, немного натужную радость от этой забытой игры.
Представляю, сколько дублей было снято, чтобы эта радость выглядела более – менее натуральной, что удавалось не всегда. А сколько денег было потрачено на это шоу. Миллионы наверняка, и немалые. Где-то читал про гонорары участникам, а еще ведь декорации, костюмы, сценарий, иллюминация … На такие деньги можно было пять раз осветить наш город, почистить, все тротуары, а может быть, и на песок разориться. Очень кстати нам был бы тот песок при гололеде, его ведь нам всегда не хватает.
Но не будем считать чужие денежки, да на ТВ соседней страны. Раз это шоу смотрят и не убирают с экрана, значит, кому-то оно нравится. Хотя и на казахстанских каналах, я заметил, повторили его. Пусть смотрят, если не жаль своего времени. А у нас наконец-то прошел неплохой снегопад, который прибавил дворникам работы и очистил воздух. На площади еще лежали бетонные блоки, но люди уже гуляли там, где недавно кипели страсти и стояло оцепление. Семьями гуляли, с детьми и никого не боялись.
И еще радость – заработал наконец-то интернет. Оказывается это такая нужная штука, без которой останавливается все. Мы по привычке ворчим на молодых, которые живут, уткнувшись в свои мобильники. А сами тоже не можем без них, даже в супермаркете за покупки расплатиться. Это хорошо еще, что по старой традиции я скачал немного книг в свой смартфон, чтобы в праздники было что почитать. Раньше печатные книги копил на эти дни, сейчас из интернета. Что еще делать январским вечером, это ведь не лето, спрессованное заготовками на кухне до предела.
Казалось бы, какое тут раздолье, на просторах интернета. Миллионы книг, выложены в свободный доступ. Качай , читай, слушай. Но вот ведь странность какая, раньше выход новой книги был событием, и за многими в очереди стояли, брали почитать на вечер. А тут не счесть названий и красочных обложек, а полистаешь и отложишь. Одни фэнтези невысокого пошиба и, кажется, все женщины ударились в детективы, не умея по погонам отличить лейтенанта полиции от майора. И еще засада: почти все зарубежные, русских крайне мало, не говоря уже про казахские.
Возьмешь такое чтиво или скачаешь, и на первых же строках начинаешь спотыкаться. Такое ощущение, что человек не дружит с русским языком. Политологи называют это культурной деградацией, и очень жаль, что коснулась она и СМИ. Помню, пару лет назад одно наше солидное информагентство разослало по газетам новость о краже в каком-то оркестре фагота. Причем написали название инструмента через букву «д». И потом оправдывались тем, что это редкий музыкальный инструмент, потому и ошиблись. Мне же сразу вспомнился Михаил Булгаков и его «Мастер и Маргарита», и конечно Фагот через букву «т».
А книги к празднику все равно попались и скачались, и даже без интернета я буквально упивался повестью Дины Рубиной «Синдикат». Странная книга, написанная так увлекательно и таким прекрасным русским языком, что даже и не будь там вообще сюжета, получаешь удовольствие от того, как она слагает слова. Как она сама призналась, написала эту книгу из чистого озорства, а теперь ее изучают, защищают по ней диссертации и автору объясняют, о чем она написала. И еще попались книги, но пока читаю, впитываю язык и нахожу в них почву, которая крепко держит человека на ногах в любое время.
А еще, конечно, держат люди, в моем конкретном случае те, о которых пишу. Мне просто повезло с ними, иногда я их нахожу, а бывает, они сами находят меня. Про Леонида Беду писал, можно сказать, с трепетом, имея перед глазами памятник, бронзовый бюст. А сын его прочитал в интернете, позвонил из Белоруссии и сказал спасибо за публикацию и за то, что помним его отца. Еще бы мы не помнили…