Сентябрь тронул желтой краской клены и березы, постучал дождями в окна, пугнул первыми холодами. Осень пришла, как всегда капризная и непредсказуемая, с бабьим летом, ночными заморозками и даже грозами...
*Всякие погоды бывали в сентябре, когда самое время убирать поля и огороды, но хуже всего, конечно, дожди. Помню, как приехали в такое же время в совхозную бригаду, дорога была сухой, но в воздухе тянуло влагой. И комбайнеры при свете фар старались скосить как можно больше полей. Дождь пойдет, земля раскиснет, уборка встанет.
В автобусе изнывала в ожидании зрителей совхозная самодеятельность. Женщины в нарядных платьях, гармонист с баяном. Ждали. Но вот с поля ушел последний комбайн, механизатор с черным от пыли лицом сбегал к рукомойнику, потом за стол. Уборка уборкой, а ужин подай, даже и за полночь.
Агитбригада. Совхоз Степной, май 1979 года
Тем временем в середину стана выкатили автоприцеп с откинутыми бортами, включили фары — сцена готова. И вот совхозная красавица затянула модный тогда шлягер: «Скоро осень, за окнами август, от дождя потемнели кусты». И не к месту упомянутый дождь начал накрапывать на темное поле, комбайны, на артистов. А концерт продолжался и дождь слегка притих. Мужественно отыграв намеченный репертуар, агитбригада уехала в темноту полевых дорог. А комбайнеры, уважив артистов, завалились спать в своих вагончиках.
совсхоз им. Б. Майлина
*Дай бог, чтобы дождь только напугал и не помещал работе. А если затягивалась непогода, и как в нынешнем году, в самом начале останавливалась жатва? Всякое бывало, повторюсь, и колосья прорастали, и едва собирали то, что посеяли. Это большая беда, когда столько труда вложено в хлеб, столько денег потрачено, а отдачи нет. И не только для фермеров беда, для всех нас, потому что неурожай обязательно скажется на ценах. На хлеб, на муку, картошку, овощи, горючее. Второму хлебу, как мы всегда называем картошку, тоже дожди не нужны. Вымокнуть может и снова же ценой ударит по карману.
Такие природные катаклизмы бывали у нас всегда, что поделаешь, зона рискованного земледелия. И в прошлом случались неурожаи, засуха, лужи на полях. Но государство не отворачивалось от людей, которым не повезло с погодой. В любом случае цены на продукты оставались стабильны, товары с полок не исчезали. Разве что премии механизаторам, которые отличились на уборке, были поменьше. Но были, потому что люди работали и не их вина, что так не повезло с урожаем.
*На фоне этой уборочной страды, буквально от слова страдать, есть и маленькая радость, которая так редко выпадала на нашу долю в последние годы. Имею в виду то, что называю про себя... третьим хлебом. Вот не хотел опять говорить про грибы, уже столько написано про них в последнее время. Но разве удержишься, когда они повсюду, заполнили не только рынки и разговоры. И леса, конечно, которые последние пару лет пустовали, изнывая от жары. А тут будто прорвало, грибные дожди пролились, и леса с лесочками выдали свой разномастный урожай.
Прочесал незнакомый лесок в районе поселка Бозбек, порадовался разнообразию грибных пород. Все тут было, от роскошных белых груздей до бодрых красавцев подосиновиков. А вот это пестрое чудо на упавшей березе опознать не смог. Похоже на опенок, но очень уж яркий. Оставил грибы в покое, не знаешь — не бери, старое правило. Почти полный пакет набрал хороших грибов, зачем мне сомнительные опята? Мой смартфон переполнен картинками и новостями про это чудо природы, которое принесло нам столько радости. Третья охота, тихая, добрая, неторопливая.
*Не хлеб и не картошка, но как без этого лесного деликатеса зимовать? Скучно, пресно, поэтому все кулинарные рецепты идут в ход, чтобы сберечь его к зимнему столу. Сушка, засолка, маринад, у каждого способа десятки вариантов. Та же сушка может и такой быть: высушенные грибы пропускаешь через кофемолку и получаешь грибной порошок. Зимой пару ложек опустил в суп, и грибной аромат заполнил квартиру.
А рынок и в это занятие несет свои услуги. Не можешь выскочить в лес за грибами, а во дворе собирать шампиньоны боишься? Да, их полно в городских дворах, и люди собирают, но ведь это не лес, они здесь опасны. А если очень уж хочется грибов, заходи в интернет, и там полно предложений на любой вкус и кошелек. С доставкой на дом, с гарантией качества. Все получишь, кроме удовольствия погулять по лесу.
Заготовка грибов увеличила нагрузку на домашнюю консервную фабрику. В эти сентябрьские дни стараешься засунуть в банки как можно больше всего, что выросло на даче и выложено на базарчиках. Зимой все будет втридорога, да уже сейчас цена природных деликатесов сшибает с ног. Маленькая баночка граммов на сто с клюквенным желе стоит больше тысячи тенге. С ума сойти, эту клюкву, помню, за копейки покупал на станциях, когда ходили поезда в Россию.
*В интернет после всех заготовочных хлопот заходишь за новостями, а вместо них попадаешь на скандалы, грызню и глупости. Хочется просто послушать обычные новости, а вместо них получаешь это вот месиво из фейков и злобных слухов. Часто встречаешь такое, что не веришь своим ушам и глазам. И правильно не веришь. В той же Сети рассказали, кто пишет эти провокационные новости, сочиняет дикие сенсации. Это старые наши знакомые, зарубежные друзья и партнеры, которые получили от своего заокеанского обкома партии госзаказ и изощряются во лжи.
Поначалу содрогался и готов был поверить этому вранью, но пару раз проверил, и теперь пробегаю их с усмешкой: ишь, как фантазия разгулялась. Лучше полистать другие сайты, где в почете фэнтези и фантастика. Имею в виду книжные сайты, на которых можно найти все, что угодно. А сколько здесь рукотворных книжек про попаданцев в другие миры и времена, сколько любовных романов. И ведь у этих книг много читателей, что поначалу меня удивляло. Потом понял: люди устали от беспокойного мира и жутких новостей, и этими сочинениями скучающих дамочек пытаются отгородиться от прозы жизни. Но есть и настоящие книги, и мне повезло откопать такую среди этого словесного мусора. Очень советую всем, кто любит читать: Наталья Нестерова. Трилогия «Жребий праведных грешниц». Сибирская семья, с двадцатых годов и до наших дней. Сочный язык, буквально пересыпанный народной мудростью и сибирскими словечками, крепкие люди, война, и страсти, и любовь. Редкая книга, добрая, сильная, как её герои.
Фото автора и Василия Середенко из архива редакции